Дайан Крюгер, Хейли Этвелл и Кейт Бекинсейл рассматривались на роль Виктории.
Первоначально этот проект представлял собой восьмистраничный сценарий, написанный Джозефом Косински и в 2007 году превращенный в роман-комикс. В итоге его выпуск был отложен до момента выхода фильма.
Фильм снимался в Исландии.
Съемка проводилась с помощью недавно разработанной камеры Sony CineAlta F65.
Новый фильм Джозефа Косинского, постановщика "Трона", заставляет всерьез усомниться в том, что этот режиссер является человеком, настолько его фильмы пусты, холодны и безжизненны.
Персонажи Косинского, обладающие эмоциональностью амёбы, шароёбятся по обширным, но безлюдным пространствам и решают какие-то мутные задачи.
Например, компьютерный Том Круз в "Обливионе" летает весь фильм на пепелаце, выполняя (а иногда не выполняя) приказы какой-то полуживой бабенки, которая, в свою очередь, выполняет приказы другой полуживой бабенки.
Действие происходит после атомной войны с инопланетянами. Люди победили, но засрали Землю так, что жить на ней стало невозможно ни людям, ни инопланетянам. Люди съебали на Титан, на Земле остались только Круз и бабенка, которая отдает ему приказы. А главная бабенка, которая отдает приказы бабенке Круза, висит на орбите Земли. Круз занимается очень полезным занятием: чинит дроидов, которые охотятся за остатками инопланетян.
У Круза стёрта память, он ничего не помнит о своей прошлой жизни. Так, какие-то смутные воспоминания.
Ну, а в конце концов выясняется, что дроиды охотятся не за инопланетянами, а за выжившими людьми. И что на Титане никого нет. И что этот терминал, висящий на орбите, принадлежит инопланетянам. И что Круз — клонированный человек, которого хитро наебали коварные пришельцы. Тогда он летит на орбиту и взрывает терминал. Конец фильма.
Я пересказал сюжет за три минуты. Сам фильм можно было уложить минут в пятнадцать. На большее сюжет не тянет. Но Косинский тянет из зрителя все жилы, показывая ему дроидов и пепелац Круза во всех возможных ракурсах.
Нудное, противное, тоскливое кинцо со скудным сюжетом и глуповатыми пришельцами, сделавшими ставку в войне против людей на человека.
Сначала я хотел написать на фильм сдержанную рецензию, и поставить ему три балла. Но потом я понял, что если зло не наказывать – оно рано или поздно победит. А в этом фильме столько ЗЛА, самого настоящего ЗЛА, что не наказать его я уже просто не могу. Я вынужден, так сказать, провести показательную порку. Конечно, получив два балла от Дядьки Димки, впечатлительные авторы – Косински, кто там ещё с ним, актёры, Круз там, Курыленко – они могут и с собой покончить. Понимаю это, да, но ничего с собой поделать не могу. Зло должно быть наказано!
Есть много разнообразных методик того, что и как должны писать сценаристы в сценарицах сценариях. Ну, там, про три акта, ключевой конфликт, твист, меняющий отношение к персонажу с плюса на минус, и обратно на плюс, кульминацию и развязку. Так вот: всё это полная хуйня. Говорит вам Дядька Димка. В действительности, в сценарной (читай – повествовательной) науке есть только два незыблемых правила, которые нельзя нарушать, но и те можно нарушить, если грамотно это делать. Так что правил, в общем-то, нет. Но те два, что есть, это: соблюдать повествовательную логику, и соблюдать логику в поступках персонажей.
Повествовательная логика – это последовательность событий, которые происходят в реальности (о которой рассказывает нарратив), и последовательность событий самого нарратива. Более поздние события должны вытекать из более ранних (в реальном мире), то есть либо быть их следствием, либо иметь в виду, что они произошли в прошлом, в то время, как последовательность событий повествования должна быть связной. То есть, грубо говоря, это соблюдение на двух пластах (реальность и рассказ об этой реальности) логики простой последовательности. Каждое событие в повествовании должно быть как-то объяснено, и это объяснение должно учитывать более ранние события, потому что более поздние события не могут его объяснить в виду фундаментального свойства времени течь в одну сторону. (Вот Дядька Димка написал эти строки, и тут же придумал фантастический роман, в котором каждое действие вытекает из СЛЕДУЮЩЕГО за ним действия. То есть, как видите, нарушать это правило можно запросто, если ты это делаешь с какой-то целью, и предлагаешь зрителю/читателю внятные правила игры).
Поведенческая логика – это соблюдение единого мотива в действиях каждого конкретного персонажа, или объяснение смены этих мотивов (его личностным ростом, переходом из "Батькивщины" в "Партию Регионов", шизофренией и так далее). Кажется, что это довольно просто, но в действительности в большом тексте уследить за всеми персонажами бывает не так-то легко. Потому что помимо наличия каких-то событий, происходящих в мире, о котором идёт рассказ, есть ещё знание этих событий персонажами (одни персонажи о чём-то знают, другие не знают, а третьи что-то знают, но при этом заблуждаются), их личное отношение к происходящему, и мотивация того или иного действия по мотивам происходящих событий.
Вот, собственно, и всё.
И эти два правила начисто зафейлил Джозеф Косински.
Начнём с повествовательной логики. Вот короткий перечень вопросов, которые выпадает в моём внутреннем меню, когда я пытаюсь загрузить этот фильм себе в голову: 1. А какому уеблану вообще пришла в голову мысль, что энергию нужно добывать из воды? Это, блять, ещё круче, чем "Матрица", где энергию добывали из людей. Неужели же инопланетный суперразум придумал способ добычи энергии из воды (для чего понадобилось захватывать планету, и 60 лет сосать из неё воду, рискуя проиграть войну), но не придумал, как добыть её из Солнца, блять, которое хуярит сотни энергии во все стороны, и которое никто не охраняет??? Даже если допустить, что про энергию из воды – это косяк переводчиков, то нахуя весь этот сыр-бор? ТЕТу нужна вода? Вода, да? Кислород плюс водород? Он чё, ебнутый, войны из-за воды устраивать, водород – самое распространённое вещество во вселенной, и кислород тоже в десятке (49% земной коры, между прочим). Так, стоп, это не о повествовательной логике. Начнём заново. 1. Где находился корабль с астронавтами 60 лет? Летал по орбите? Сраная пирамида не могла его там найти и уничтожить? Он такой крошечный, что ли? 2. Почему он вдруг падает? Ну, то есть, в картине есть намёк на то, что падает он потому, что получает сигнал, который передавал передатчик на Эмпайр Стейт Билдинг, который установили негр и Николай Костер-Вальдау. Но вот зачем негр и Николай Костер-Вальдау так сделали? Наугад, чтоб что-нибудь упало? Если так, то это самое тупое объяснение мотивации персонажей в фантастическом художественном фильме за всю историю фантастических художественных фильмов. Или они хотели, чтобы старый корабль с астонавтами разбился в квардрате 17, чтобы Том Круз нашёл свою жену, чтобы он поверил, что они люди, а не монстры? А не слишком ли это сложно для цирка? 3. Бортовой самописец, подобранный с "жилой" части станции, проигрывает (в конце) события до финального диалога Джека с Викторией (который произошёл в командном модуле после отделения "жилой" части). По радио записал? 4. Нахуя вообще нужны Джеки? Чинить дронов? Видел я, как они дронов чинят, достал из кармана батарейку, и запиздячил её в ячейку. Дрон заработал. Чтоб нормально что-то чинить – нужен цех, типа того, где земляне перепрограммировали дрона: с подъёмным краном, домкратами, сварочным аппаратам, обилием гаечных ключей, пневматическим молотком и цистерной с машинным маслом "Кастрол". Где это всё у Тома Круза? Он нужен, чтобы батарейки менять, штоле? И дальше, в корабле – там же целая плантация Джеков и Викторий. Нахуя? Воду ж уже почти выпили всю, жиды проклятые. Куда им столько запасных клонов, у них что, смертность высокая? Это тоже не из той оперы. 4. Куда пропадает пятьдесят второй Том Круз? На три года? НА ТРИ ГОДА, БЛЯТЬ?! Он что для Джозефа Косински, вещь, штоле, сука, захотел – спрятал в тумбочку на три года, захотел – достал? ОК, он был вместе с повстанцами, а они куда делись на три года? Не могли найти избушку? Они совсем упоротые, штоле? 5. Ну и главное. А ГДЕ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ДЖЕКИ? Их должно быть ещё как минимум 50. Они тоже, штоле, в тумбочке?
Вся история – какой-то непрерывный фейл. Ну и окончательно всё становится страшно, если задуматься о логике и потивах персонажей: 1. ОК, я могу с натяжкой согласиться, что лоботомированный Том Круз не задаёт вопросов про миллион вещей, которые кажутся мне абсолютно алогичными (начиная с вопроса – нахуя мы вообще воду качаем?). Но только с натяжкой. 2. Ольга Курыленко – непосредственная подчинённай и жена Тома Круза. Открыв глаза, и узнав, что она была в анабиозе 60 лет, на вопрос о том, кто она и что здесь делает, она отвечает "Это секретная информация". Блять. Она не может рассказать своему непосредственному начальнику (и мужу), кто она и что здесь делает? А КОМУ Ж ОНА ТОГДА ОБ ЭТОМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ? 3. Джека ловят инопланетяне, но оказывается, что это люди. ЕМУ ВСЁ ВРЕМЯ ВРАЛИ! ВСЁ, ЧТО ОН ЗНАЛ – ОБМАН! ВОКРУГ ОДИН ПИЗДЕЦ! Но он всё равно не хочет им помогать. ШТОА??? Вот этот финт ушами так вышибает из колеи, что про него, пожалуйста, поподробнее. - Земля – квадратная. - А я говорю – круглая. - А я говорю – квадратная. - А вот тебе фотография. - Хм... правда, действительно круглая. Но всё равно Земля – квадратная. Момент, в котором повстанцы показываются Джеку, должен Джека начисто переколбасить. Это всё, конец драмы, и начало мочилова. Но вместо этого он продолжает нести какую-то ахинею типа "там же люди", а Костер-Вальдау, вместо того, чтобы спокойно объяснить Джеку, что происходит, начинает его пиздить. По степени алогичности этот эпизод вообще мало имеет двойников в истории кино. Ну, то есть я понимаю, что он нужен для того, чтобы создать ещё одну сценарную петлю, в которую надо вместить Джека, который дерётся сам с собой: персонажи уходят от повстанцев – бла-бла-бла – и возвращаются к повстанцам. Но как же это тупо, блять!
Даже если оставить в стороне тот факт, что в фильме нет практически ни одной оригинальной находки, только надёрганные из разных фантастических эпосов элементы (ну, так поступает большинство авторов, которым надо сделать научную_фантастеку), мы должны признать, что это феноменально тупая картина. Косински увлёкся картинкой – красивый Том Круз, компьютерные пейзажи, где водопады падают с разрушенных небоскрёбов, хай-тек и киберпанк. И начисто забыл про смысл и логику. Ну, временами, как может, он пытается их впендюрить, но поскольку картинка волнует его куда больше, для них практически не остаётся места.
Джек работает техником на пустой, зараженной радиацией планете. Он чинит дронов, которые защищают откачивающие воду станции от пришельцев, пытающихся по ночам их разрушить. Вместе с рыжей женщиной они контролируют ситуацию на поверхности и рапортуют центру, как обстоят дела, постепенно готовясь отбыть вместе с платформами на Титан. Помимо основных обязанностей Джек пытается узнать о планете больше, ведь для безопасности он прошел очистку памяти, а значит знает лишь то, что было сказано в инструктаже. Однако стоит ему задать внятный вопрос или совершить поступок, рыжая немедленно начинает разговаривать с ним, как с идиотом, или раздеваться. Но вскоре на планете разбивается космический корабль, и Джек видит, что дроны уничтожают всех упавших людей. Ему удается спасти одну из выживших, которая оказывается его женой. А следом переворачивается с ног на голову вся картина мира.
Формально "Обливион" — это фантастика, однако фантастический сюжет настолько малоинтересен и плохо проработан, что в глаза бросается другое — история тупой рыжей пизды, закрытой на станции с черт знает какой копией Джека. Женщина нетребовательна. Рыжая ничего не хочет знать, ни в чем не хочет разбираться и желает контролировать Джека даже тогда, когда он внятно озвучивает ей необходимость покинуть станцию. Он ей — эй, я тут нашел!, а она "давай обсудим это завтра". Или он ей — эй, смотри! я должен тебе показать! А она уже не слишком изящно увлекает его в постель. Рыжей нравится играть в штурмана или даже начальника. Из-за гиподинамии на станции рыжая, хоть и привлекательна, довольно упитанна, ближе к идеалу прерафаэлитов, и это уже настраивает на подозрение — положительные женские персонажи в голливудских фильмах такими не бывают. Самое поразительное даже не в том, что рыжая мешает Джеку думать, не имея от этого ощутимых бонусов, но и в том, что увидев его с женой, она немедленно стучит в центр, чтобы Джека убили. И впрямь — клонов еще целое море, вскоре пришлют парнишку покорнее. Персонаж гораздо более страшный, чем какой-то там треугольник с орбиты, гибрид контролирующей матери и желающей подкаблучника жены. Играя на контрасте, Ольга Куриленко делает широко раскрытые глаза и изображает невинную улыбку ребенка. Нарочитость таких приемов, равно как и многократно использованные ходы битвы повстанцев со злыми машинами не слишком увлекают. Но за Джека можно только порадоваться.