Относительно свежий фильм Тосиаки Тойоды, автора таких мощных работ как "Кровь перерождения", "Грустная весна" и "Порнозвезда", наконец доступен в сети. В лесу глубоко в горах, в заносимой крупными хлопьями снега избушке сидит молодой парень и делает бомбу, цитируя то, в чем я с ходу опознала манифест Теодора Качински, больше известного как Унабомбер. В руках Тойоды манифест превращается в поэзию. И хотя мертвый брат, являющийся японцу-бомбисту, предлагает читать настоящие стихи, он не внимает совету. В избушку стучится бог мертвых.
В интервью Тойода говорит о том, что "Клуб монстров" — действительно фантазия на тему манифеста, но только, как это характерно для режиссеров-японцев, режиссер превращает ее в хроники семейной травмы.В роли странного монстра, приходящего в избушку и озадачивающего бомбиста, снялся актер-трансвестит. И впервые за время знакомства с Тойодой его работа что-то напоминает. "Клуб монстров" не только несамостоятелен идейно, заимствуя спорные и красивые фразы из манифеста Унабомбера, но и композиционно. У меня в голове постоянно крутился "Человек, который украл солнце". Здесь словно отзвуки "Террориста" Адати, и истории японской RAF Вакамацу. Ты вываливаешься в мутное облако. Тойода рано или поздно должен был обратиться к историям радикалов, все его творчество вопиет об этом.
Медленно падающий снег, сцены охоты, декламация текста о том, как люди потеряли собственную свободу. Тойода как будто выжал всю энергию из "Крови перерождения" и, заморозив, подал. Тут просто-напросто нет силы, которая берет за горло в его предыдущих работах. Вместо нее — белое безмолвие. В "Клубе монстров" терроризм — всего лишь суетность, неспособность примириться с собой, бесполезное сжигание энергии, а потому уединение, прерываемое отправкой посылок с разлетающимися гвоздями директорам компаний и телестудий, — это камуфляж, обман. Манифесты и громкие заявление приглушаются падением снега, они теряют буквальный смысл и становятся стихами. Лаборатория смерти превращается в позерство, и бомбер покидает ее, растеряв выдуманное достоинство революционера-одиночки.
Интересно, что сейчас Тойода снимает продолжение экранизации манги про школу Судзуран, но хватит ли ему энергии? "Голубая весна" была предтечей первых "Воронов", даже сцена с сигаретами цитировалась один в один, а теперь Тойоде доверили завершать франшизу. Круг замкнулся.