Награды: 2 "Оскара" — лучший сценарий, лучший монтаж. BAFTA — лучшая музыка. American Cinema Editors, USA — лучший монтаж. Общество австралийских операторов — лучший оператор. Blue Ribbon Awards — лучший иностранный фильм. Edgar Allan Poe Awards — лучший фильм. Hochi Film Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучший актер (Х.Форд). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. Гильдия сценаристов Америки — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Вместо Форда в фильме мог сняться Сильвестр Сталлоне. Однако, "итальянский жеребец" отказался.
Первоначально планировалось, что фильм будет снимать Дэвид Кроненберг.
Очень люблю творчество режиссера Питера Уира, выходца с "зеленого конинента". Меня прельщают его вдохновенный мистицизм и преклонение перед силами природы. Не могу обойти вниманием и его первый американский фильм — "Свидетель". Предыдущая картина Уира, политический триллер "Год опасной жизни", была снят на деньги Голливуда, а в 1985 году Уир перебрался в Америку окончательно. И что же вы думаете: он и там нашел нетронутые современной цивилизацией уголки социума. Докопался, видите ли, до эмишей.
Кто такие эмиши?
Заглянем на сайт Благовест-Инфо: Эмиши — ортодоксальная консервативная деноминация анабаптистского толка. Они откололись от меннонитов в конце XVII века. Эмиши живут в нескольких штатах США и соблюдают такой же уклад жизни, как их прадеды — они не пользуются современными достижениями цивилизации. Одним из главных принципов их морали является полный отказ от всякого насилия.
Теперь при помощи сайта "Мир религий" уточним про анабаптистов: Анабаптисты (от греч. anabaptizo вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы) — участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
В одну из таких общин, расположенных в Пенсильвании, Питер Уир отправляет главного героя фильма, детектива Джона Бука. Его играет Харрисон Форд, в то время — наиболее ярко сияющая голливудская кинозвезда, успевшая засветиться в трех сериях "Звездных войн", двух сериях "Индианы Джонса" и в "Бегущем по лезвию бритвы". Роль Бука принесла Форду номинацию на премию "Оскар", и номинация сия наверняка потешила его самолюбие, ведь каждая звезда блокбастеров втайне считает себя выдающимся характерным актером.
В общину Бук едет по причине того, что фильм является художественным, голливудским, а значит, там должен присутствовать острый сюжет. Семилетнего эмиша Сэмюэла и его вдовствующую маманю Рэйчел (красивая актриса Келли Магкиллис) заносит нелегкая в Филадельфию, а потом та же нелегкая заносит Сэмюела в привокзальный сортир, где в это время мочат человека. Малыш становится свидетелем убийства, и тем самым обращает на себя пристальное внимание бандосов. Малыша, к слову, играет Лукас Хаас, двадцать лет спустя сыгравший барыгу в модном неонуаре "Кирпич".
Бук едет в общину защищать, "вести расследование" и соприкасаться с аскетичным бытом толстовцев эмишей. Бук участвует во всеобщей стройке, — строят дом для только что обвенчанной пары. Думаю, тут Харрисон Форд оттянулся по полной, он ведь по профессии плотник. По ходу дела Бук влюбляется в Рэйчел, и на него волком смотрит соломенноволосый Александр Годунов.
Романтическая линия, введенная в фильм по жанровой необходимости, оказывается непорочной, в смысле, заканчивается ничем. И это понятно. Другой бы режиссер, поглупее, нашел выход и сочетал Бука и Рэйчел узами морганатического брака, но только не Питер Уир. Впрочем, здесь дело не в "глупости" других режиссеров. Судя по фильмам Уира, лирические отношения между людьми интересуют его в наименьшей степени, и если уж они проникают в сюжет, режиссер остается приверженцем консервативных взглядов. Единственная романтическая комедия, со страстями и метаниями, снятая Уиром, называется "Вид на жительство" и считается его самой неудачной работой (хотя понятие "неудачная" весьма относительно, особенно когда это касается Уира).
Фильм поражает какой-то особой чистотой, прохладностью. Наблюдая за неспешным бытом эмишей, кажется, что звенят тонкие льдинки, и трава покрыта инеем. Вот такое хуевое лето задалось у Питера Уира в Америке. А фильм замечательный. Получил несколько престижных наград, имел очень приличные кассовые сборы. Уир закрепился в Голливуде, и год спустя пригласил Форда в эскаписткую драму "Москитный берег". Тот охотно согласился, памятуя о номинации на "Оскар" и отсутствии конфликтов на съемочной площадке... Но это уже другая история.