История началась с того, что Дэвид Вонг написал книгу, какие обычно получаются у авторов комиксов, — совершенно безбашенная и увлекательная, но неструктурированная байка про черный соус из параллельного измерения чудовищ, где полно слизких монстров, щупалец, взрывающихся голов, порабощающих человека личинок и массы других вещей, которые у детей или посетителей комик-конов вызывают лютый, бешеный восторг (и мой тоже). Думаю, такой роман вполне мог бы написать Темплсмит после "Вормвуда". Кроме того у романа было крутое нуарное название, мимо которого пройти трудно. "В конце Джон умрет" говорил автор, и ты сразу хотел узнать, умрет ли он, тем самым давая то, что обещал, или цинично обманет, что тоже превращается в концепцию.
Книга Вонга — веселая, жутковатая, тошнотворная и местами увлекательная, рассказывала про двух приятелей и собаку, которые должны были что-то сделать с окружающим их безумием, хоть и являлись его частью. Я ни капли не удивлена, что Дон Коскарелли, автор легендарных уже "Фантазмов", заинтересовался экранизацией книги Вонга — он выбрал ее за ту придурь, которая так и хлещет со страниц. Действие не останавливается, оно принимает все более причудливые и нереалистичные формы, причем длится даже тогда, когда уже надо бы закончить. Коскарелли позвонил Вонгу и предложил экранизацию, а Вонг подумал, что над ним издеваются, и положил трубку. Он и изданию книги изрядно удивился. Но Коскарелли не шутил.
Экранизация оказалась милой и домашней штукой, которой очень пошли спецэффекты старой школы. Коскарелли не стал увлекаться всеми хитросплетениями бурной фантазии Вонга и взял оттуда главное. В быстром, шуточном ритме Коскарелли погружает нас в мир видений героя, с которым происходит все, что вы только можете себе представить. Начиная рассказ с визита зомби, Коскарелли показывает главного героя в тайской забегаловке. Эти кадры сразу же ассоциируются с массой старых фильмов ужасов. Вонг сидит там, молниеносно считая количество риса в чашке, и рассказывает репортеру историю с самого начала, когда его друг Джон играл рок на вечеринке, а сам он встретил ямайца-предсказателя, с издевкой рассказавшего Вонгу скрытые детали снов и будущего. Почки, выпускающие щупальца, слизни, параллельные миры, непонятные твари — черный соус открывает двери туда, куда ты не собирался проходить. Но как побочный эффект ты видишь ближайшее будущее, обладаешь поразительной памятью и проницательностью, на которую не мог рассчитывать. Соус — идеальный наркотик для фанатов фильмов ужасов, где юмора не меньше, чем ужаса, и Коскарелли это отлично чувствует.
В фильме каждую минуту что-то происходит. Человек из сосисок, злобные присоски, таинственный рой, спятивший детектив, несуществующие доппельгангеры, разговор с хот-догом. Это задорно, это как смотреть историю про твоих друзей, распутывающих вторжение личинок из другого мира, потому что характеры Вонга и Джона обрисованы узнаваемо. Какими бы странными ни были обстоятельства, к этому можно привыкнуть, — главное, что где-то тут есть Джон. И разумная собака.
Кроме того в фильме отличные актеры. Джон — обаятельный обалдуй, который всегда готов к приключениям, Вонг — свыкающийся с собственной силой невротик, репортер в исполнении Пола Джиаматти, детектив, чокнувшийся на почве расследования, помпезный иллюзионист, инфернальный Куча и зловеще красивый "ямаец". Все как-то на месте — добротно сделано. Только слизни, только дух старой школы.