Режиссер:
Кэрол Рид. Сценарий: Филип Данн (по одноименному роману Ирвинга Стоуна), Оператор: Леон Шэмрой, Композитор: Алекс Норт.
В главных ролях: Чарлтон Хестон, Рекс Харрисон. В ролях: Дайан Чиленто, Гарри Эндрюс, Альберто Лупо, Адольфо Чели.
Награды: David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. National Board of Review, USA — лучший фильм, лучший актер второго плана (Г.Эндрюс). .
Интересные факты о фильме:
Чарлтон Хестон ходил со стальным стержнем в носу, чтобы его нос был похож на нос Микеланджело, а вот Рекс Харрисон наотрез отказался носить бороду, хотя Юлий II был бородатым.
Каменоломни в фильме — именно те, где добывали мрамор для Микеланджело. Однако Сикстинская капелла, конечно, была возведена на студии Чинечитта, — в настоящей снимать не дали.
Фильм должен был сниматься еще в 1961 году, а главную роль играть Берт Ланкастер.
Хестон и Харрисон не ладили во время съемок.
Юлия II должен был играть Лоуренс Оливье, но актер был занят другими проектами.Версия для печати
Великолепный роман Ирвинга Стоуна "Муки и радости", два тома которого читаются просто на одном дыхании, послужил основой для довольно тяжеловесного, – как и полагается глобальной голливудской постанове, – байопика о жизни Микеланджело Буонарроти, величайшего скульптора эпохи Возрождения, более известного как художника, расписавшего Сикстинскую капеллу.
Причем Кэрол Рид, постановщик "Третьего человека" (лучшего фильма в жанре нуар, на мой взгляд), явно умеет делать более захватывающее кино, но здесь он, типа, обращается к Грандиозности, и мы имеем дело с пеплумом.
Из романа выдернута и, кстати, великолепно обыграна, даже я бы сказал, огранена как алмаз, одна сюжетная линия: годы работы Микеланджело (работы практически в одиночку – что невозможно себе представить) над заказом, сделанным воинственным римским папой Юлием II, – росписью Сикстинской капеллы.
Поначалу зрителю показывается вроде бы типичный конфликт между жадным заказчиком и неуступчивым творцом, но вскоре фильм (безусловно очень медленный по действию) превращается в драму более высокого уровня, в "оптимистическую трагедию", в которой обычные для любого кинофильма антагонист и протагонист поднимаются в своем противостоянии гораздо выше обычных раскладов. Микеланджело постоянно нарушает субординацию и подрывает авторитет Юлия II, другой низводит его художницкий авторитет, – это два настоящих врага! – но без этой вражды не появился бы шедевр.
В фильме неожиданным образом проявляется значимость власти, которая имеет смысл только тогда, когда наталкивается на такую же непреодолимую волю творца.
Поменяй стиль Рид, и мы бы имели дело с культовым спорным фильмом. А так – просто классика, классический размашистый голливудский стиль. Сикстинская капелла, выстроенная в павильоне со всею тщательностью, натурные съемки в Италии, широкий экран, пыльный цвет, мастеровитые актеры, – всё слишком "как полагается". Мне кажется, что канал BBC держит "Муки и радости" за свой настольный фильм и постоянно пытается (стараясь по мере возможности сэкономить) приблизиться к его уровню.