Совершенно неожиданно посмотрела сериал "Оранжевый — новый хит" (Orange is the new black"). Название обыгрывает оранжевый цвет тюремной формы. Дескать, тюрьма сейчас в моде. Сериал рассказывает о Пайпер Чэпмен — легкомысленной девушке, неожиданно попавшей в женскую тюрьму. Пайпер — не склонная к насилию любительница твиттера и фэйсбука, которая в бурной юности влюбилась в роскошную женщину-драгдилера Алекс. Через некоторое время страстного романа, перевезя один-единственный чемодан через границу, она сбежала, однако никому не нужное возмездие настигло ее через 10 лет. Пайпер уже собиралась выйти замуж за такого же мягкотелого пустозвона (которого играет трахавший пирог Джейсон Биггз, что усугубляет образ) и жить славной жизнью, однако вместо свадьбы ее ожидают 15 месяцев женской тюрьмы. И пока она там находится, все меняется.
В "Orange is the new black" есть сразу несколько крючков. 1) Фильмы про внедрение новичка в сложившуюся среду с жесткими правилами, будь то школа, армия или тюрьма, интересуют, потому что сулят множество драматических конфликтов. Интересно, как новичок пройдет испытания, как он встроится в иерархию, какие битвы его ждут, какое место он в итоге получит, какие ты вместе с ним обнаружишь страшные открытия. "Orange is the new black" уходит от сразу двух штампов жанра. Первый обещает тюремное экспло с насилием и предельной жестокостью. Этот же сериал, скорее, смесь комедийного ситкома с драмой. Женские тюрьмы мягче, чем мужские, здесь меньше открытых конфликтов, а Пайпер играет в одуванчика. Второй штамп говорит, что новичок проходит испытания и становится боссом. Пайпер же слишком зациклена на том, чтобы казаться всем милой, чтобы начать кого-то подминать. В финале героиню ожидает нечто иное.
2) В Orange is the new black совершенно отсутствует сексуальное ханжество. Так как речь идет о месте, где женщины содержатся годами, здесь складываются лесбийские союзы. Кто-то является лесбиянкой изначально (но таких, полагаю, немного), кто-то слышать не хочет о лесбийских связях, клеймя остальных в пороке. Бутчи, показанные в комическом ключе (что заставляет их быть менее угрожающими), сражаются за своих "жен", хотя правилами тюрьмы за "лесбийскую активность" полагается наказание. Пайпер и здесь проявляет трусливость, жениху говоря про "это был такой период, такая стадия", а Алекс рассказывая о том, что только жизнь с ней и была настоящей.
Здесь есть даже трансвестит, которому отказывают в гормонах из-за того, что все деньги на медрасходы начальница тюрьмы потратила на новую машину (чувствуете в этом что-то родное?). Актриса, играющая роль трансвестита, шикарна. В ней присутствует эдакое обаяние черной мамы. Здесь есть и героиня, похожая на девушку, сыгранную Анджелиной Джоли в "Прерванной жизни", — вечно лохматая грубоватая наркоманка, которая редко врет.
3) Это единственный фильм про хипстера в тюрьме, что я видела. Пайпер не эволюционирует, но определенно меняется.
Героиня считает себя хорошей, она любит перекладывать вину на кого угодно кроме себя и боится остаться одна, как множество девушек. Героиня хочет казаться милой абсолютно всем, и в итоге это стремление наказывается, хоть и без любимой экспло-фильмами жестокости. Кроме того видно, что тюрьма никому не нужна и никого не исправляет. Сначала заключение кажется Пайпер веселым приключением, но ее многословные замечания и извинения мало кого убеждают. Оказывается, что отношения на расстоянии, когда ты переживаешь за день несколько драм, а твой парень в это время учится дрочить и не кончать, не слишком воодушевляют. В первый же день она настраивает против себя заведующую местной столовой (русскую, кстати) и получает тампон в гамбургере. Кроме того в тюрьме оказывается и старая знакомая-драгдилер, присутствие которой ломает уютно выстроенный гетеросексуальный миф с участием Джейсона Биггза. Вскоре жених попытается избавиться от творческого кризиса за счет описания того, как жить, пока твоя невеста в тюрьме, а потом перестанет отвечать на звонки.
Захватывающе наблюдать за ложью человека самому себе, которой отчаянно предается Пайпер. Она не хочет выбирать, вздыхая перед Алекс, брюнеткой с характером, но продолжая гнуть линию с женихом, потому что та сулит маленький райский мирок. Жених же ограничен, трусоват и эксплуатирует происходящую историю на радио и в прессе, чтобы не было стыдно за отсутствие работы перед родителями. Эдакая смягченная и превращенная в комедию из жизни хипстеров линия взаимоотношений Верзилова с Толокно при участии инфернального надсмотрщика, который блюдет невинность девушки-одуванчика для себя. "Оранжевый" заполнен ситкомными сценами, раскрывающими слабый характер героя Биггза, и абсурдными шутками, однако магистральная линия в нем заставляет смотреть. Целая галерея характеров женщин, бисексуальных и нет, страшноватых бутчей и местных просветленных, проходит перед глазами.
Лицемерие Пайпер достигает критической массы и детонирует. Она меняется, она растет. Честная Алекс находит себе такую же буйную подругу, а Пайпер остается наедине с последствием своей доброты, наставившим на нее зубную щетку с кусочками бритвы. Концовка звучит весьма мощной кодой, несмотря на издержки подобного рода сериалов. Иногда люди должны совершать трудные поступки, от одного из которых Пайпер отказалась во имя сомнительного милосердия. От религиозных фанатиков нужно избавляться. Тюрьмы же откровенно вредны: они создают преступников из обычных людей.