Режиссер:
Ян Кадар, Эльмар Клос. Сценарий: Ян Кадар, Эльмар Клос, Ладислав Гросман, Оператор: Владимир Новотны, Композитор: Зденек Лишка.
В главных ролях: Йозеф Кронер, Ида Каминска . В ролях: Хана Сливкова, Мартин Голлый, Адам Матейка.
Награды: "Оскар" — лучший иностранный фильм. МКФ в Каннах — Специальное упоминание (И.Каминска, Й.Кронер — за актерскую игру). David di Donatello Awards — "Золотая тарелка". New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм. КФ в Пилсене — самый популярный фильм..
Интересные факты о фильме:
Фильм был целиком снят в маленьком словацком городке Сабинове.Версия для печати
Мощнейший фильм, о котором сложно писать, потому что сюжет может показаться и затасканным, и не слишком интересным. На тему, которую поднимают Ян Кадар и Эльмар Клос в своем фильме, уже снято множество фильмов, и никто, похоже, не собирается останавливаться.
Герой фильма Тоно — обычный плотник из маленького словацкого городка. Страна находится под властью нацистов. Жена чмарит Тоно за то, что тот не может найти работу. Поди, мол, к своему брату-приспособленцу. Тот, занимая в свое время какой-то важный чиновничий пост, с успехом приспособился и к новому режиму. Но Тоно с братом в контрах. Брат в свое время продал дом, сад с выгодой для себя, а Тоно остался ни с чем.
В один прекрасный момент к ним в избу заваливается брат с женой, вываливают на стол кучу бухла и закусок. Типа праздник. Какой такой праздник? "Вот, ты волком на меня всю жизнь смотрел, а я тут тебе такой подарок делаю!" Оказывается, уже давно запущен процесс "ариезации", который заключается в том, что у евреев-торгашей отбирают лавки и магазины и передают их во владение словакам и прочим "ариям". Брат выхлопотал для Тоно магазин на площади, с начала века торгующий пуговицами и прочей галантереей. Жена Тоно в радости. Вся компания нажирается (очень вдохновленно поставлена эта сцена, в которой ожидание счастливого завтра, медленное отупение от пьянства и, как следствие, разнузданное веселье не может перекрыть внутренней брезгливости и ненависти Тоно по отношению к брату).
Утром жена подает Тоно свежевыглаженный костюм, и новый господин директор идет в лавку. Лавку держит один-единственный человек. Престарелая еврейка Розалия Лаутманн, уже почти окончательно выжившая из ума. Ей даже невдомек, что идет война, а страна оккупирована. Так что Тоно даже не знает, как ему к ней подступиться и объяснить, что она стала жертвой "ариезации". Тут в лавку заходит местный житель, который знает Тоно с детства.
Он отводит Тоно в сторону и предлагает сделку. Дескать, ты, Тоно, хороший парень, поэтому я даже рад, что именно ты стал аеризатором этой лавки. Он объясняет Тоно, что Розалии ничего не втолковать, поэтому пусть все идет своим чередом. Его, Тоно, щас представят как помощника в лавке, а еврейская община каждые две недели будет отстегивать ему бабло — "директорскую" зарплату. Потому что сам магазин уже давным-давно никакой прибыли не приносит, да и полки, как ты сам можешь убедиться, пусты. Словом, и бабке будет хорошо, и ему хорошо.
Тоно медленно начинает соображать, что брат снова его наебал — швырнул ему обглоданную кость. Все универмаги и гастрономы даже уже разобраны более ушлыми "арийцами" типа его брата.
Он соглашается на сделку. С каждым днем он все ближе сходится с Розалией, играя роль помощника в лавке, и делая вид, что за окном ничего страшного не происходит. Атмосфера как в трагикомическом фильма Иржи Менцеля "Поезда под особым наблюдением", но сама фабула, не правда ли, очень напоминает гораздо более поздний фильм Роберто Бениньо "Жизнь прекрасна"? Я абсолютно уверен, что Бениньо видел "Магазин на площади" и немало почерпнул оттуда.
скоре нацисты, а вместе с ними и авторы картины начинают резко закручивать гайки. Фильм превращается в драму невероятного накала.
"Белых евреев", как презрительно нацисты называют людей типа покровителя Тоно, начинают расстреливать.
И вскоре Тоно остается совсем один! Без бабла, с глупой еврейской старухой на руках, ежеминутно рискуя головой.
"За что мне все это?" — вот немой вопрос, который читается в его обезумевших от страха глазах.
Авторы как бы говорят: война ужасна тем, что ставит типично гоголевского "маленького человека" перед нравственным выбором, который по силу решить лишь персонажам шекспировских драм. Война окончательно размазывает и без того невеликое чувство достоинства маленького человека, вторгаясь в повседневную жизнь, которая и так-то достаточно трудна.
Игра актеров в фильме выше всяких похвал. Постановка — выдающаяся. Фильм сделан очень современно, а точнее — вневременно. Бьющая наотмашь реалистичность выделяет "Магазин на площади" из череды картин знаменитой чешской "новой волны" 60-х годов.