Тайваньцы первыми удачно выкарабкались из той топи, в которую загнали и себя и других Наката и Шимицу. Фильмы про "мертвых девочек" надоели своим однообразием. Дошло даже до того, что неоквайдан сняли и русские, причем пережевывал эту тему режиссер с "говорящей фамилией" — ведь как известно, пережевывание и у зоотехников, и у психиатров называется руминацией.
Тайваньцы в этом фильме отдали дань почтения и японцам, придумавшим образ смертоносного кряхтящего призрака, угловато перемещающегося в темноте, белея ночной рубашкой и фрагментами припудренного лица, страшно прикрытого черными прядями — причехой, остроумно прозванной в среде кенокритегов "j-волосы", и канадцам, придумавшим хитроумный куб, из которого хуй выберешься. Более того, "Шелк" не мистический ужастик, а едва ли не научно-фантастический детектив. Впрочем, с элементами хоррора и даже боевика. Призраки здесь не результат какого-то проклятия, а сгустки энергии, которая почему-то не рассеивается. Ответ на это "почему" и взялись найти ученый и детектив.
Японский ученый изобрел губчатый куб — энергетическую ловушку, в которую можно заловить призрака. И даже аэрозоль, состоящий из мириады таких микроскопических кубиков — если брызнешь в глаза, то увидишь мертвых. Пожертвовав жизнью профессионального ловца на призраков, ученые нашли мальчика, который после смерти почему-то не рассеялся и живет в виде энергетического сгустка, опасного для окружающих. Установили за ним наблюдение, "запечатав" мальчика в квартире путем обрызгивания стен, окон и дверей спецаэрозолем. Наняли детектива, умеющего читать по губам, дабы он провел расследование и выяснил почему призрак не рассеялся. Все это дело спонсирует японская корпорация, которую интересует отнюдь не наука (как ученого) или гуманитарные проблемы (как детектива), а известно что (в фильме это даже никак не конкретизируется). Постепенно выясняются любопытные факты о непростой судьбе этого мальчика, страдающего как до, так и после смерти, и выясняется хитрое устройство промежуточного, между жизнью и смертью, мира, довольно заманчивого для некоторых, не нашедших себя на этом свете, но не желающих умирать восвояси. Есть что-то в этом фильме и навеянное "Матрицей" — призраки используют свои мертвые тела как батарейки. Надо только знать где правильно разместить свой труп.
Фильм имеет отчетливый постколониальный привкус. Особенно это заметно в самом начале. Если все эти метания пепельниц в башку инвалида-ученого в стенах японской корпорации — "их нравы", то немотивированное избиение главным героем — тайваньским детективом-гуманистом — того же инвалида-японца смотрится несколько дико. Опять же неприятного, алчного евпропейца (голландца?) жестоко порешили в начале фильма... Главное, чтоб вся эта ахинея поначалу не сбила с толку. Фильм стоит посмотреть, пока американцы не угробили очередным римейком хороший сценарий, а то потом, после оного, не так интересно будет смотреть. А придется.