После удачного мистического триллера Алехандро Аменабара "Другие" я с нетерпением ждал от испанцев еще чего-нибудь эдакого, щекочущего нервишки, на тему haunted-houses. Поэтому когда накануне российской премьеры в локалке появился "Заброшенный дом" Начо Серды, я немедленно его скачал… вот, правда, посмотреть удалось только сейчас. Но причины для просмотра были и помимо хоррорной составляющей картины. Дело в том, что действие фильма происходит в российской глубинке, куда приезжает американская киношница с русскими корнями, чтобы обрести на заброшенном хуторе семьи Кайдановских, откуда она родом (обратите внимание на эту говорящую фамилию), мистические откровения о своем прошлом, своих родителях.
Эта довольно истеричная женщина тащится на грузовике по полям и весям к уединенному Острову (к слову, несколько раз она будет падать в воду и тонуть, но ее будут спасать, и отнюдь не монахи), чтобы никогда не возвращаться к людям, обретя сомнительный покой на этом островке.
Начо Серда хорошо прочувствовал русскую деревню и русское кино. Фильм обладает несомненным гипнотизмом, так что мне приходилось на протяжении всего фильма обозначать борьбу со сном. Впрочем, Зилич меня предупреждал, что "кино атмосферное, и если уснешь в середине фильма, то вторую половину тебе будут сниться кошмары". Поэтому я благоразумно включил фильм в семь утра, когда особенно хочется спать. Кошмары действительно снились, но сон алкоголика короток и тревожен, поэтому я каждые пять минут просыпался, чтобы вдохнуть сырой, зеленой, гниющей атмосферы фильма (чем-то схожей с урбанистическими "Мертвыми дочерями" Павла Руминова) и подзарядить аккумуляторы подсознания.
Если говорить серьезно, то фильм Начо Серды — пример посредственного фильма ужасов, когда недостаток режиссерского мастерства компенсируется экзотичностью среды. Беготня и громкие крики героев не располагают к созерцательности, в то время, как камера оператора неторопливо любуется упадком и тленом большого деревенского дома на фоне влажных пейзажей позднего лета. Если вы вспомните приятный во всех отношениях фильм Романа Балаяна "Храни меня, мой талисман", то поймете, что я имею в виду, говоря о неторопливости. А теперь запустите в медлительный фильм Балаяна дурацких привидений, истеричных женщин и мужчин, а также свиней, пожирающих мертвые тела, и получите то, что получилось у Начо Серды.