Режиссер:
Роберт Земекис. Сценарий: Роберт Земекис, Боб Гейл, Оператор: Дин Канди, Композитор: Алан Сильвестри.
В главных ролях: Майкл Дж.Фокс, Кристофер Ллойд. В ролях: Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф.Уилсон, Клаудия Уэллс.
Награды: "Оскар" — звуковые эффекты. Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов, США — лучший научно-фантастический фильм, лучший актер, лучшие спецэффекты. Японская киноакадемия — лучший иностранный фильм. David di Donatello Awards — лучший продюсер иностранного фильма, лучший сценарий иностранного фильма. Golden Screen, Germany People's Choice Awards, USA — лучший фильм. Young Artist Awards — лучший детский фильм в жанре "приключения"..
Интересные факты о фильме:
Из-за большой загруженности Майкла Дж.Фокса на съемках фильма "Семейные узы", роль Марти могла уйти Эрику Штольцу. Еще одним кандидатом на роль был С.Томас Хауэлл ("Попутчик").
Кристофер Ллойд был настолько выше Майкла Дж.Фокса, что ему приходилось сильно горбиться. Кроме того, Земекис специально расставлял актеров на значительном расстоянии друг от друга, в зависимости от глубины фокусировки кинокамер.
Майкл Дж.Фокс всего на несколько дней моложе Лии Томпсон, сыгравшей в фильме его мать, и на три года старше Криспина Гловера, сыгравшего его отца.
Чтобы загримировать 23-летнюю Томпсон в 47-летнюю Лоррейн требовалось 3 часа.
В первоначальном дизайне машины времени был задействован холодильник, однако, впоследствии Земекис и Стивен Спилберг отказались от этой идеи, так как боялись, что после выхода фильма на экраны множество детей полезут в домашние холодильники и там замерзнут нахуй.
Городская башня с часами точно такая же, как в фильме "Убить пересмешника" (1962). К слову говоря, на расстоянии брошенного камня от площади, где стоит башня, сохранились декорации из другого знаменитого фильма — "Психо" Хичкока.
Школа Hill Valley High на самом деле является Whittier High School. В ней учился Ричард Никсон.
Дивайс в лаборатории, к которому Марти подключает гитару, называется "СRM-114". Это декодер с борта бомбардировщика B-52 из фильма Стенли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (1964). А серийный номер дивайса позаимствован из другого фильма Кубрика — "2001: Космическая одиссея" — такой же серийный номер имел корабль, исследующий Юпитер.
Поначалу Роберт Земекис пытался продать идею фильма студии Уолта Диснея, но боссы компании дали ему от ворот поворот, боясь, что фильм с "романтической историей любви матери и сына" будет забанен.
Для записи саундтрека композитор Алан Сильвестри собрал самый большой оркестр для своего времени.
Во французской версии фильма мать Марти называется его не Кельвин Кляйн, а Пьер Карден. В итальянской же версии — Леви Штраусс.
Главе компании "Юниверсал" Сиду Шейнбергу не нравилось название "Назад в будущее". Он говорил, что никто не пойдет на фильм, в названии которого фигурирует слово "будущее". Поэтому он предложил другой тайтл — "Космонавт с Плутона". Впрочем, при содействии Спилберга прежнее название было сохранено.
В роли Дока вместо Кристофера Ллойда могли сняться Джефф Голдблум или Джон Литгоу.
А вместо Роберта Земекиса фильм мог снять Леонард Нимой. Однако, предпочел работу над "Звездным треком-4".
Когда в начале фильма Марти со своей группой исполняет песню перед жюри, их довольно быстро прогоняют со сцены. Человек, который велит им убираться, — Хью Льюис, написавший песни к фильму.
Земекис многое позаимствовал из фильма "Машина времени" 1960-го года выпуска. Например, тиканье часов в начале фильма.
Старшеклассник Марти Макфлай из 1985 года случайно попадает на машине времени в 1955 год и предпринимает усилия, чтобы вернуться назад. Ситуация осложняется тем, что он нарушает ход истории, и его юная мать влюбляется вместо отца в него… Нужно во что бы то ни стало исправить ситуацию, иначе Марти может исчезнуть. Этот бойкий, задорный фильм и сейчас пересматриваешь с удовольствием. Как и большинство голливудских фильмов, он посвящен борьбе с лузерством. Отец Марти — Лузер с большой буквы, и Марти не только помогает отцу избавиться от лузерства, но и полностью изменяет экономическую среду в которой его семья живет в 1985 году. Теперь у них богатый дом, новые машины, а паршивец Биф, прежде угнетавший отца, состоит у семьи на службе. Рецепт благополучия прост: еще учась в школе, надо со всех сил зарядить нужному человеку в торец.
Фильм увлекательный. Он искрится легким, ненатужным и непошлым юмором, что делает его универсальной семейной комедией, привлекательной для всех возрастов и поколений. Блестяще показан контраст между 85-м годом и 55-м. Я хотел было навесить картине ярлык "ретро-фильм", однако, поостерегся. Все-таки, ретроспекция как таковая в фильме отсутствует, и главный герой не может испытывать ностальгических чувств по отношению к 55 году уже хотя бы потому, что в то время еще не родился. Вообще, на авторском форуме "Экранки.ру" возник спор. Коллеги начали гнобить меня за использование тега "ретро" в подвидах жанра. "У каждого зрителя свое ретро", — утверждают они, не желая понимать, что я имел в виду не "фильмы моей молодости", а фильмы об эпохах, на которые пришлась юность режиссеров.
Кроме того, в словарях под "ретро в худож. произведениях" подразумевается использование в этих произведениях предметов старины. Как, например, в "Бразилии" Терри Гиллиама. То есть, настаивают коллеги, фильм "ретро" — это непременно стилизация. Идеальный пример ретро как стилизации — "Зов Ктулху" (2005).
Я же склонен считать за "ретро" фильмы вроде "Кинотеатра "Парадизо" Джузеппе Торнаторе, "Амаркорда" Федерико Феллини, "Останься со мной"Роба Райнера и т.п. Фильмы, где главный герой отправляется в путешествие по волнам, как говорится, своей памяти. Фильмы, подернутые ностальгической дымкой, преисполненные особой такой нежности. Return to innocence. В английском языке ностальгические фильмы о взрослении так и называются — "coming-of-age".
А как думаете вы, какие фильмы можно называть "ретро"-фильмами, и имеет ли право этот жанр на существование?