В главных ролях: Стефани Леонидас, Джейсон Бэрри, Роб Брайдон. В ролях: Джина МакКи, Дора Брайан, Стивен Фрай.
Награды: 2005 — зрительская премия (Sarasota Film Festival), специальная награда жюри (международный кинофестиваль в Локарно) .
Интересные факты о фильме:
- автором сценария является известный писатель-фантаст, Нил Гейман, неоднократный лауреат премий Локус, Хьюго, Небьюла и премии Брэма Стокера.
- изначально картина задумывалась как сиквел "Лабиринта", но позже, из-за трений с правообладателями, приобрела абсолютно самостоятельные очертания.Версия для печати
Думаю, каждый из нас в определенный момент жизни хочет сказки, ощущает недостаток фантазии в окружающем мире и стремится увидеть буйство красок, невиданных существ и непонятные горизонты, где рыбы летают по воздуху, сфинксы задают загадки, картины Босха, Дали и видения Кастанеды оживают, а герою предстоит спасти мир от надвигающихся теней. "Зеркальная маска" как раз из таких фильмов — современная сказка, не страдающая от недостатка воображения. Пусть у меня и есть к ней некоторые претензии, можно сказать точно, что подобные фильмы появляются настолько редко, что хулить их как-то не поднимается рука. Картина говорит сама за себя и в моих комментариях не особенно нуждается, красота ее округла, хрупка и тревожна.
Своеобразие проекта становится понятным, стоит только узнать, кто над ним работал. "Зеркальная маска" — это интерпретация книг Нила Геймана, лауреата Хьюго и Небьюлы (а заодно и премии Брэма Стокера, которой награждают лучшие хоррор-книги), прославившегося своими мирами и неповторимым видением изнанки реальности, но при этом интепретация достаточно легкая. Обладая 4-мя миллионами бюджета, дебютант Дэйв МакКин не мог надеяться на грандиозные спецэффекты, однако мастерски сместил акценты, воспользовавшись почти игровой 3d-графикой. В визуальном отношении "Зеркальная маска" напоминает компьютерную игру "American McGee Alice", только изрядно подобревшую и покрашенную в более теплые цвета. Это тоже поход в Зазеркалье, путешествие на родину Темной Королевы, чтобы разбудить Королеву Светлую, но, несмотря на жутковатые намеки Геймана, режиссер твердой рукой направил картину в мирное русло, в результате создав любопытную, атмосферную, но лишенную сильных переживаний картину-сказку.
Сюжет: пятнадцатилетняя Хелена из семьи циркачей частенько мечтает о том, чтобы вырваться из этого окружения и зажить нормальной, своей жизнью. Ее желания, мечты, мысли воплощаются в черно-белых рисунках, в которых постепенно тонет комната, где живет девушка. После очередной ссоры мать Хелены тяжко заболевает, и героине снится сон о необычном мире, где обитают темная и белая королевы, где повсюду — причудливые создания, а люди носят маски, чтобы получить возможность выражать эмоции. Белая королева поражена странной болезнью, равновесие нарушено и на город нападают тени с темной стороны мира. Спасти страну может только Зеркальная маска, и Хелена отправляется в путь, чтобы разыскать необходимый артефакт.
Для фанатов автора комиксов "Sandman" (непосредственно участвовавшего в разработке сценария) путешествие Хелены в мир, нарисованный ее рукой, — настоящая находка. Фантасмагории, страшноватые загадки, комичное предательство и ощущение глубины раскрывающегося перед зрителем пространства — это плюсы картины. Если вам хочется посмотреть на что-то удивительное, то "Зеркальная маска" — правильный выбор. Легкий сюрреализм, украшающая фильм абсурдность, интригующая сказочность и вышедшие откуда-то из подсознания персонажи тоже ложатся на эту же чашу весов. Хочется отметить и обаяние Стефани Леонидас, идеально вписывающейся в типаж готической девочки. Ты так и ждешь, когда же ее облачат в наряды черной принцессы — и режиссер не разочаровывает. Полумеханические куклы, гиганты, достойные кисти Сальвадора Дали, несговорчивые и опасные сфинксы, непоседливые книги в библиотеке и черная тень, поглощающая мир, — во всем этом присутствует и фантазия, и приятный оттенок тревоги. Ожидает зрителей и преотличная загадка про селедку, знакомая с детства.
Однако, когда смотришь "Маску", закрадывается ощущение, что вокруг тебя солянка из ссылок и переработка довольно широкого сказочного пласта, где от ужаса глаз-пуговиц "Коралины" или нахалки-лесбиянки из "Американских богов" пера Геймана осталась воспоминание и несуразное предательство спутника Хелены, продавшего ее за горсть рубинов. При всем своем своеобразии "Зеркальная маска" обладает минусом — она легковесна, а визуальное средство и чувство удивительного оказались без подпитки режиссерского опыта, который позволяет делать из простого сюжета нечто трогающее, сильное. "Зеркальная маска" не оставляет возможности для маневра. Но, черт подери, как красиво!