Ренни Харлин ("Крепкий орешек-2", "Скалолаз") снял четвертую серию "Экзорциста", и эта серия к предыдущим никакого отношения, казалось бы, не имеет. Разве что чисто формальное, нумерационное, плюс присутствие в кадре экзорциста и, стало быть, беса, который имел несчастье вселиться в человека. В действительности, четвертый "Экзорцист" заимствует из первого фильма разнообразные приемы, сработавшие в свое время, но не срабатывающие сейчас: кого можно удивить истерично прыгающей кроватью или жуткими изменениями голоса? Впрочем, похоже, что Харлин использует все эти трюки автоматически, как этакий зомби-ремесленник — самому ничего дельного, новаторского в голову уж давно не приходит. Поэтому ничего странного нет и в том, что то и дело появляются в кадре вестники прочих оккультных, в свое время дико популярных фильмов ужасов, — например, стаи злобных гиен, разрывающих на куски человека (без труда можно припомнить "Предзнаменование" Доннера с его бесовскими псами). В конце концов вся эта гнусная вторичность и предсказуемость выливается в форменное безобразие, превращая насквозь банальный, но все-таки традиционный фильм ужасов в гротеск: одержимая бесом баба мчится с завываниями через длинный подземный коридор на священника с занесенным крестом, а он с суровым блеском в глазах читает ей мантру: "Изыди, бес, изыди, изыди, бес, изыди!" И бес исходит, не долетев ровно трех сантиметров до протянутого ему креста. Натуральная "Армия тьмы против Брюса Кэмпбелла". Я, конечно, видал и большую похабщину, но под названием "Экзорцист-4" могло и должно было находиться нечто гораздо более интересное, чем то, что наснимал Харлин. Хотя бы из уважения к весьма достойному фильму Уильяма Фридкина.