Награды: "Оскар" — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). "Золотой глобус" — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). BAFTA — лучшая музыка, лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер) Broadcast Film Critics Association Awards — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звука. National Board of Review, USA — лучший адаптированный сценарий. San Diego Film Critics Society Awards — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). Screen Actors Guild Awards — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). Southeastern Film Critics Association Awards — лучшая женская роль второго плана (Р.Зельвегер). World Soundtrack Awards — лучшая песня, лучший саундтрек, композитор года (Г.Яред)..
Интересные факты о фильме:
Фильм был смонтирован в проге "Final Cut Pro 3.0.2" от Apple.
В фильме могли сыграть Мэтт Деймон, Джош Хартнетт, Леонардо ди Каприо и Эрик Бана.
На роль Инмана претендовали Том Хэнкс, Брэд Питт и Дэниел Дэй-Льюис.
Кандидатуры Джулии Робертс и Кейт Бланшетт рассматривались для роли Ады.Версия для печати
События мелодрамы Энтони Мингеллы ("Английский пациент") происходят во время гражданской войны. Главный герой фильма, Инман, возвращается домой через всю страну, и путь его сопряжен с опасностями — территория прямо-таки кишит дезертирами и теми, кто охотится на них (такое ощущение, что война застряла на месте — теперь все бойцы либо дезертируют, либо отлавливают дезертиров). В местечке под названием Холодная гора, куда он возвращается, его дожидается Ада Монро и каждый день пишет ему любовные письма, а также, при участии приблудшей бойкой девицы Руби, пытается выжить и наладить домашнее хозяйство. Сердца Инмана и Ады тянутся друг к другу, (она — терпеливо ждет, он — целеустремленно движется сквозь время и пространство, не поддаваясь "искушениям царицами" и гетерами, чудом избегая неминуемой гибели), хотя знакомы в мирное время они были совсем недолго... и, по ходу дела, за время разлуки возвели свои отношения в высокий идеал... Конечно, нам покажут окончание этого томительного путешествия: Одиссей вернется на родину, но... война на то и война: в схватке с бандитами на следующий же день Инман погибает. Но даже после его смерти, когда война закончена, а ферма Ады и Руби процветает, Ада продолжает писать письма Инману...
Этот фильм называют простонародными "Унесенными ветром", и во многом это утверждение справедливо и даже более того, сравнение напрашивается само собой. Оба фильма по жанру — эпическая мелодрама, действие которой происходит на фоне гражданской войны. Главные герои "Унесенных ветром" — представители высшего света, а главные герои "Холодной горы" — плебеи (Инман — простой крестьянин, Ада — дочь пастора Шлага). Но вообще, если хорошенько поразмыслить, то "Холодная гора" является инверсией "Унесенных ветром" по всем фронтам. Прежде всего бросается в глаза парадоксальный холодный аристократизм и пониженная эмоциональность "простонародных" персонажей "Холодной горы" по сравнению с пылкой страстностью Скарлетт и Рэтта, представителей элиты. Актерская игра по большому счету оставляет равнодушным, но операторская работа достойна внимания — фильм насыщен приглушенными прохладными тонами, опять же по сравнению с яркой красочностью южных панорам и лохмотьев Скарлетт. Единственная батальная сцена, представленная вначале, — пыльна, туманна, сумбурна и плохоразличима, огонь тусклый, крики и взрывы ватные (если причина тому качество записи, то я не виноват :)). Но главное и самое существенное различие, кроется в расставленных акцентах: мелодраматическая линия "Унесенных ветром" чрезвычайно сильна, и война служит лишь декорацией, фоном, в то время, как в "Холодной горе" очень силен антивоенный пафос (поэтому в отдельных эпизодах фильм гораздо жестче, чем "Унесенные ветром" хотя в целом точно так же соплив и сентиментален), а мелодраматическая линия выглядит слабой и неубедительной.
Фильм неимоверно затянут. Поначалу действие выглядит игрушечным и ненастоящим, но потом понемножку раскочегаривается, у происходящего появляется достоверность, своя "внутренняя правда", а у зрителя — некоторое сопереживание. Правда, перманентное закадровое чтение Николь Кидман писем Ады под заунывное кантри вызывают тоску и зевоту. Да и приключения персонажей достаточно однообразны, — причем далеко не в каждом эпизоде достигается необходимый драматический накал. Хотя семь номинаций на "Оскар" вполне заслуженны и оправданы: все-таки актерам здесь приходится играть, а не прыгать с идиотскими минами по стенам псевдоготического замка, что для американского кино нынче редкость.