Режиссер:
Алехандро Ходоровский. Сценарий: Алехандро Ходоровски, оператор: Рафаэль Горкиди, композитор: Алехандро Ходоровски, Начо Мендез, продюсер: Хуан Лопез Моктезума и другие.
В главных ролях: Алехандро Ходоровски, Бронтис Ходоровски. В ролях: Хосе Легаретта, Альфонсо Арау, Хосе Луис Фернандес и другие.
Награды:
1972 — "Серебряный Ариэль" за операторскую работу — Рафаэль Горкиди 1974 — Специальный приз жюри Алехандро Ходоровскому (Фестиваль фантастических фильмов в Авориазе).
Интересные факты о фильме:
Фильм снимался как подпольный, но так понравился Джону Леннону, что тот уговорил своего продюсера выкупить права и устроить прокат по всему миру, а затем еще и продюсировать следующий фильм Ходоровского "Священная гора".
Из-за взаимной ненависти Ходоровского и дистрибьюторской компании ABKCO в Соединенных Штатах до сих пор не существует даже легального DVD-релиза. Большинство испанских и других неанглоязычных DVD-версий подверглись цензуре, вырезавшей из фильма сцены секса и насилия.
Большинство самых серьезных критиков отвергли фильм как претенциозную чепуху, направленную на потеху собственному самолюбию режиссера.
На съемках Ходоровски потребовал, чтобы в контрактах всех актрис был пункт о том, что они обязуются не спать с режиссером.
Когда сценарий потребовал от Крота изнасиловать Мару, Ходоровский, режиссер исполнитель главной роли, прогнал со съемочной площадки всех кроме оператора и действительно изнасиловал ее.
В 2005 году Мэрилин Мэнсон предложил Ходоровскому снять сиквел "Крота". Сюжет фильма таков: дети похороненного на райском острове Крота (его, как и в первой картине, играет Ходоровский) Авель и Каин (Каином будет Мэнсон) пытаются похоронить мать рядом с отцом, но вход на остров для них, как и для всех прочих, закрыт.
Цитата: "Если вы велики, "Крот" — великое кино, если ограничены, "Крот" — ограниченное кино. (Алехандро Ходоровский)
Фильм "Крот", самый известный и признанный фильм Алехандро Ходоровского, делится на две части. Для того, чтобы "вкурить" первую часть, надо быть вдумчивым кротом, имеющим терпение и, главное, желание копаться в знаках и символах, щедро разбросанных по примитивному сюжету, в котором высокий, стройный Крот (его играет сам Ходор) шатается по Мексике с целью встретить и победить самых сильных людей (людей ли?) пустыни (страны?). Сделанная в форме обрывочного сновидения, первая часть эта совершеннейшим образом меня не прибила. Скажу прямо: я нихуя не понял, а форма повествования, выбранная Ходоровским, меня не впечатлила, поэтому у меня не возникло желания разобраться и "вкурить" фильм.
Зато вторая часть, названная "Псалмы", поражает своей ясной цельностью. Притча, так же как и первая часть оформленная в виде сновидения, повествует о некоем анахорете. Он просидел уйму лет в пещере, в которой помимо него находилось оторванное от окружающего мира уродливое племя, вымирающее от кровосмешения. Они хотели, чтобы кто-нибудь прорубил туннель, ведущий из пещеры в город, чтобы племя вышло на солнечный свет и оздоровилось. Анахорет получает "просветление" и берет миссию "крота" на себя. С ним в мир людей отправляется женщина-карлица. На динамит, столь необходимый в горных работах, анахорет и карлица зарабатывают клоунадой и попрошайничеством. У них появляется помощник, местный священник, у которого, видимо, были какие-то старые счеты с анахоретом. Он хочет убить анахорета, но тот убеждает его, что сначала необходимо исполнить миссию. В конце концов, чтобы ускорить процесс, священник принимает участие в тяжелых горных работах, и его жизнь обретает двойной смысл: у него появляется сразу две цели, одна пагубная, другая благая. Месть и спасение людей. Жизнь и смерть. Поскольку это взаимоисключающие вещи, в результате чувство мести сгорает. Когда туннель прорыт, священник уходит, проникнутый благодарностью к своему учителю. Толпа уродов радостно бежит в город, но город встречает их выстрелами. В побоище принимают участие все — мужчины, женщины, дети, старики. Напуганные вторжением уродов, они делают всё, чтобы сохранить свой генофонд, эстетику, налаженный быт. Такой exodus попросту ошеломляет анахорета, он получает второе "просветление", а в качестве бонуса — заветную "вечную жизнь". Его не берут пули, словно ангел-истребитель он ходит по улицам города и расправляется с его жителями. Когда уничтожены все до единого, он обливает себя керосином и поджигает. Ходоровски сделал исключительно точную иллюстрацию поговорки "благими намерениями вымощена дорога в ад", причем ад он изображает именно так, как его представляют религиозные брошюры. Человек не только мучается в буквалистическом огне, его сжигают угрызения совести. Он сидит на аццкой сковороде и своей рукой подбрасывает дрова. Сидит один-одинешенек, покинутый Богом.
Часть, названная "Псалмы", сделана мощно и лаконично. В ней нет аморфной рыхлости первой части и эзотерической невнятности другого фильма Ходоровского, "Священная гора". Возникает ощущение, что на режиссера самого снизошло какое-то просветление, и он на какое-то время избавился от визуальной многословности. Первой части фильма — оценка 2, второй — 4. В сумме — 3, что означает "неплохо".
Ходоровски — один из тех людей, благодаря которым слово "эзотерика" в популярных кругах стало ругательством и атрибутом городского сумасшедшего. Городской вещун, направо и налево раздающий прозрения, достигнутые с помощью ЛСД и нарисованного на трусах круга. Появившись во времена гибели сюрреализма, он пытался его возродить, питая особую любовь к символизму и шокирующим образам, что довольно быстро сделало его гуру среди любителей легкого просветления. Он венчал Мэрилина Мэнсона и запирал актеров в доме, оставляя их наедине с наркотиками и стенами, раздражал законопослушную публике сценами, где старухи клеились к мужчинам, а обнаженные ползали в грязи, и давал многозначительные интервью, — в общем, служил типичным представителем творческого андеграунда. Как персонаж, которого пытаются почитать разномастные недалекие мистики, Ходоровски мне сильно несимпатичен. Правда, виноват ли он в том, что люди принимают его всерьез? Где-то я видела отзыв о "Священной горе" как дзэн-фильме (sic!). Вины Ходоровски в этом нет. А вот в том, что касается визуальной стороны дела, режиссер демонстрирует чутье. И "Крот" — соединение духа места, театра жестокости, фанатичной нумерологии, крупного символизма, чувства цвета. Его извращенное чувство юмора, испорченность могут быть близки не каждому, но покажи кому-нибудь отдельные кадры — будет вынужден оценить.
По жанровой принадлежности "Крот" — это вестерн. Ориентировочно разделим его на две части — в первой облитый черной кожей Крот, путешествующий с маленьким сыном, убивает банду бандитов, надругавшихся над монастырем, и спасает женщину-жертву, которая отравляет разум героя. Во второй он восстает из небытия после своего предыдущего падения в другом качестве и начинает рыть туннель, чтобы освободить кучку выродившихся людей из заточения в пещере. При этом цивилизация отображается как небольшой городишко, где люди совершают злодеяния перед лицом множества символов Всевидящее Око (не обошлось), считая, что их открытость перед Богом делает их омерзительную жизнь достойной защиты. Эпиграф гласит, что крот, оказывающийся на свету, слепнет. Опора облеплена множеством символических сцен, имен, происшествий, имеющих как библейские, так и древнеиндийские отсылки, аллюзиями на мистерии; здесь попахивает вавилонским блудом, здесь смешивается вестерн, предсказания и представления мимов. Не рискну положиться на эпиграф — доподлинно известно, что многие из режиссеров-сюрреалистов попросту издевались над зрителями, заставляя их искать трактовки там, где их не было, а Ходоровски — их прямой наследник. Он с удовольствием глумится над монахами и реальностью, заставляя отыскивать истину в пустынной спирали.
Первая часть "Крота" — это столкновение имеющего силу от бога воина с Марой — иллюзией, тьмой. Мара приходит в классическом образе женщины, своей слабостью совращающей с истинного пути. Крот поддается ее желанию и вызывает на бой четырех лучших стрелков. Четыре — обильное трактовками число, особенно для приверженцев ритуального мистицизма. Каждый из стрелков превосходит Крота и напутствует его небольшим уроком, но он побеждает противников с помощью хитрости, с каждой победой теряя связь с богом, а значит и силу. Для зрителя, не желающего разбираться в символах, которыми щедро выписывает свою историю Ходоровски, "Крот" будет истинной пыткой. Он насыщен и сексуальными провокациями, хотя эротикой происходящее назвать невозможно. К примеру, искушение Мары с помощью кактусового плода, недвумысленно намекающее на куннилингус, или вальсирование облаченных в женские наряды монахов, на чьих лицах лишь отрешенность, пока их лобзают слюнявые и усатые мужские уста. Ходоровски не любит ни религию, ни цивилизацию, а, может, и вообще ничего, поэтому щедро раздает пощечины, облизывая очередную бумажку с кислотой. При этом возмущения не возникает — скорее, усмешка. Способствует этому великолепная подача материала и визуальная сторона дела. Ходоровски не потерял вневременной дух вестерна, грамотно встроив в его канву грозди поп-эзотерики и чувство "прихода". Выбор жанра сразу говорит о проницательности режиссера, потому что вестерн сам по себе всегда обладает неуловимой мистикой, путешествием одиночки сквозь среду. "Крот" затягивает плотной тканью настоящий источник знания, заменяя его лже-спектаклем, но его виды и лица — находка для фотографа. Похожие чувства возникают у обычного человека при взгляде на карты "Таро" — они красивы и таинственны, но плотно связаны с сощуренными глазами шарлатана. Первая часть фильма — это внереальное путешествие, соединенное с красотой пустыни и жестокой историей.
Вторую часть при желании можно подпереть эпиграфом и написать о том, что после перерождения Крот потерял способность видеть в людях их истинную природу, что его фанатичное желание освободить заключенный в камне народ приводит к уничтожению его цивилизацией. Думаю, что эта часть — дань работе с Марселем Марсо. Карлица, ярмарочные представления, немые сценки — это оттуда. Карикатура на рабовладение/линчевание и апогей обмана в церкви. Ходоровски мешает высокое с низким, создавая довольно неприятный коктейль. Как бы то ни было, на второй части я честно дремала.
Но суть кино в том, что его всегда приходится оценивать по двум критериям. Критерии эти — идея и визуальное исполнение. Странно, что они распадаются на два разных потока, но такова испорченная суть кинематографа. Исходя из подобной разбивки, можно с легкостью вычленить из неоднородного тела фильма удачные инсценировки, а откровенное лжемессианство и психоделическую дурашливость списать на мелкие недостатки автора. Как визуальный ряд "Крот" прекрасен. Ходоровски в роли главного героя блестящ. Вот и войдите теперь в положение кинокритика, который должен выуживать идеи из чужих психоделических видений, уступая диктатуре изображения и отдавая знание в руки фальсификаторов и бродяг.
Предупреждение: вся рецензия — один сплошной спойлер.
Я долго думал о том, как же собрать воедино все свои мысли и чувства по поводу этого фильма. И в итоге не нашёл ничего лучшего, как просто пересказать вам весь фильм, чтобы у вас, если вы его не смотрели и не собираетесь (а если и собираетесь, но не думаю, блин, что я чего-то такого вам расскажу, что вам испортит просмотр), была возможность составить о нём мнение самим. Вы только, если уж начнёте, никуда не уходите, дочитайте до конца. А то гештальт, так сказать, не сложится.
Фильм начинается с того, как сурового вида вестерн-ганфайтер (это и есть крот, о чём, правда, можно узнать, только почитав чего-нибудь о фильме дополнительно) едет на лошади через пустыню с маленьким мальчиком. Он слезает с лошади, и говорит мальчику: "Тебе сегодня исполняется семь лет. Теперь ты взрослый. Закопай свою игрушку и портрет своей матери". Мальчик закапывает, и они едут дальше.
(Погодите, не уходите, я хочу рассказать до конца). Они приезжают в деревню, где видят кучу трупов и все в крови. Найдя одного недобитого местного жителя, Крот спрашивает у него, кто это сделал, но тот умирает быстрее, чем смог ответить. Они едут далее, когда встречают в пустыне трёх других ганфайтеров. Один из этих троих ебёт изображение женщины, выложенное на камне из зёрен, второй... в общем, не помню, но все три какие-то фриковатые. Они сначала издеваются над Кротом, а потом ритуально завязывают воздушный шарик, и кладут его на землю, где тот начинает сдуваться с отвратительным звуком. Когда он досдувался до конца, они все стреляют в Крота, а он в них, и он их убивает. Последнего оставшегося он глушит винтовкой, как рыбу в бассейне, спрашивая "кто это был". Тот говорит, что это был полковник, и с ним ещё пятеро его людей, которые сейчас находится в монастыре.
(Я сказал, не уходите, там ещё много интересного). Далее нам показывают разврат и пьянку: монахи и челядь стоят в длинной ряду в очереди на расстрел, а люди полковника издеваются над четырьмя молодыми послушниками, танццуя с ними, потом раздевая их и всячески унижая. Из большого здания выходит женщина, к которой люди полковника начинают приставать, но она набирает воды в колодце, и говорит, что полковник убьёт того, кто к ней прикоснётся. Далее показывают полковника: франтоватый немолодой мужик, которому она меняет портянки и моет ноги в круглой башне какого-то культового назначения. Он выходит с ней на улицу, и начинает унижать своих людей. Но тут приходит Крот, убивает двух людей полковника, а с ним самим стреляется, при этом публично его унижает, и собственные люди полковника (оставшиеся в живых) скачут вокруг него и смеются. Крота хватает женщина, которая отпихивает от него мальчика. Крот говорит мальчику, чтоб тот оставался в монастыре, и больше ни от кого не зависел, и уезжает с женщиной.
Фууух. Ну что ж, завязку фильма я вам рассказал. Теперь, собственно, кино. Крот с женщиной путешествуют по пустыне, где оказывается, что он может из камня добыть воду, а она — нет. Тогда он её жестоко насилует — и она тоже начинает мочь. Женщина говорит Кроту, что в пустыне живут три мастера стрельбы, и ей надо, чтобы он их убил, потому что ей нужен победитель. Он говорит, что пустыня устроена по спирали, и они едут искать первого мастера. Тот живёт в круглой башне, слеп, весь прострелян насквозь, и достиг просветления. Ему помогают два чувака: безногий, сидящий на плечах у безрукого. После разговора с мастером Крот говорит женщине, что чувак круче его, но она настаивает, что Крот должен его победить, даже если придётся смошенничать. В итоге Крот с мастером стреляются, но Крот сжульничал, вырыв ловушку для мастера, и убил его. А потом женщина убила и безруких с безногим, жутко смеясь и радуясь жизни. Крот понимает, что сделал хуйню, но, кажется, уже не может остановиться, и идёт искать второго мастера. В этот момент появляется ещё одна женщина, одетая, как мужчина. Откуда она взялась — я не знаю, впрочем, если бы её появление было самым странным в этом фильме, я бы, наверное, как-то его себе объяснил. Но не вижу в этом потребности. Она, эта другая женщина, показывает дорогу к дому второго мастера, который живёт со своей мамой. Честно говоря, этот мастер больше напоминает отрицательного персонажа русских народных сказок: он толстый, и, живя в пустыне, постоянно одет в шубу и меховую шапку (о том, что он живёт с мамой, я уже сказал). Там Крота встречает мама, которая говорит "ага, ага, мы знаем, что к нам идёт чувак, который обманом убил первого мастера", и Крот перебирается к ним через какое-то болото, чтобы второй мастер легко его победил, и выстрелил пистолет из кротовой руки. Далее второй мастер долго толкает телеги о том, что мошенничать нехорошо, и скоро он его (Крота) убьёт, и что он живёт с мамой, потому что они с мамой один человек. Тогда Крот и тут мошенничает, подменяя какое-то зеркальце осколками, на которые наступает мама, из-за чего и мама и мастер впадают в ступор, и Крот их обоих убивает. Дальше они едут к третьему мастеру, который оказывается музыкантом-животноводом. Он живёт в загоне с кроликами, и предлагает Кроту поиграть на музыкальных инструментах, чтобы познакомиться. Они играют, и мастер говорит, что Крот вот тут всех победил обманом, но его, третьего мастера, так не получится, потому что он идеален. Я уж не помню почему. В итоге Крот, уж не помню как, и его победил, сказав "быть слишком идеальным плохо". И вот тут выясняется, что женщины (которых уже двое) чего-то там между собой не поделили, сначала стегали друг друга плётками, а потом ебались, и теперь они решили убить Крота. После долгой муторной сцены на мосту над пропастью они его застрелили, и уехали.
Таааак. Если вы думаете, что это конец, то вот и вовсе и нет. Дальше тело Крота находят какие-то уродцы, и уносят с собой, и в следующий раз он просыпается в подземелье, сидящий на каком-то пъедестале для фарфоровой кисы будды. Оказывается, что уродцы притащили его в какую-то пещеру, откуда не знают, как выйти: единственная дырка наружу оказалась высоко над их головами. Возле их подземелья есть город, но жители города боятся и не любят уродов, которые, из-за постоянных кровосмешений, стали его ужаснее. Поэтому они ждут пробуждения Крота, чтобы тот, согласно древней легенде, вывел их наружу. Крот смотрится с зеркало, и понимает, что у него изменилась причёска и цвет волос. Он поэтому бреется налысо, превращаясь из сурового ганфайтера в Алехандро Ходоровского, и лезет вместе с какой-то карлицей на поверхность, чтобы заработать денег, и освободить уродцев из подземелья. Они приходят в город, и обнаруживают там разврат и пьянку почище полковничьих. Там процветает работорговля, негров гоняют, как лошадей на родео, и тавруют, а потом продают толстым уродливым престарелым чиксам, которые зажимают из головы у себя между ног, и кричат, что и[ насилуют. Тех же, кого никто не хочет покупать, местный шериф попросту отстреливает под апплодисменты толпы. Есть в городе и церковь: дивное место, где все поклоняются массонскому глазу в центре треугольника, и прикладывают к виску пистолет с холостым патроном, чтобы спустить курок, и радоваться "чуду". Этот массонский глаз, кстати, развешан по всему городу, как рекламные плакаты. Крот вместе с карлицей начинают выступать с какими-то цирковыми номерами, чтобы собрать денег, и работают, пытаясь прорыть туннель в пещеру, чтобы вывести оттуда уродцев. Однако работа идёт тяжело, и выступать им всё сложнее и сложнее. В один момент их приглашают "заработать денег" — приводят какое-то местное варьете и просят показать их трюк с обниманиями. А потом говорят, чтоб они раздевались, и продолжали свой номер без одежды, типа "первая брачная ночь". Карлица говорит Кроту, что никого здесь нет, что они одни, и что она его любит, и они ебутся прямо при всех, зачиная ребёнка. У неё потом депрессия, потому что ей кажется, что он на самом деле её не любит, и она ему противна, но он её успокаивает. Они покупают динамит, и работа продвигается быстрее, хотя им всё равно ещё копать непонятно сколько времени. В это время в город приходит монах — похожий на молодого Крота. Он заявляется в церковь, и изгоняет оттуда ложного пастыря, вкладывая в пистолет, который все по очереди прикладывали к виску, настоящий патрон. Он стреляет себе в голову (осечка), все кричат "чудо", и хотят повторить, но уже с третьей попытки маленький мальчик сносит себе полголовы, и все валят из церкви. Монах срывает гигантский глаз в треугольнике, и под ним оказывается распятие. Он превращает церковь, типа, в храм божий, и туда как раз приходит Крот с карлицей, чтобы пожениться. И тут монах узнаёт Крота: оказывается, что монах — его сын, которого тот оставил в монастыре. Монах избивает Крота, и говорит, что убьёт его — но, поскольку карлица убеждает его, что тот делает хорошее дело, монах разрешает Кроту закончить туннель, чтобы убить его потом. Работа идёт медленно, монах теряет терпение, и Крот просит его помочь. Они начинают работать втроём, но всё равно это слишком медленно. В конце концов монах теряет терпение окончательно как раз в момент, когда они проламывают стену, и находят уродцев. Крот пытается предупредить, что уродам нельзя сразу выходить, но они уже поломились наружу. Монах выводит Крота на улицу, и целится в него, но убить не может. В этот момент уродцы добираются до города. А там их уже ждут мирные жители со стволами наперевес. Они отстреливают уродцев, убивая всех до единого. Тогда Крот бежит к ним с криками, но жители расстреливают и его. Но он не падает, а в гневе, весь простреленый пулями, хватает ружьё и начинает убивать жителей, одного за другим, пока не убивает весь город. После этого он идёт в какой-то дом, берёт канистру с бензином (или это был спирт? Что-то горючее), обливается и поджигает себя. Монах вместе с беременной карлицей проходят мимо — от него осталась лишь горстка пепла.
Конец.
В общем-то, не смотря на то, что я не помню какие-то детали, я совсем не засыпал на этом фильме, как можно подумать, а посмотрел его с интересом. Кажущаяся поначалу нагромождением образов, картина постепенно вырисовывается у тебя в мозгах, и даже образует ближе к концу некое подобие законченого целого. Сейчас так, вероятно, не снимают уже даже в артхаусе и глубоком индепенденте. Подобные картины — артефакты той эпохи, когда жив был ещё Сальвадор Дали, и к слову "символизм" люди относились серьёзно, по крайней мере те, кто считал себя символистами. Сегодня, конечно, смотреть это всерьёз невозможно: на дворе другая эра. Бог давно умер, всем насрать на что-то, кроме поржать, а качество фильма измеряют не числом символов, а количеством показанных в кадре сисек. В этом фильме их целых 8, но две из них незагорелые (считаем за одну), две плохо видно (считаем за одну), две некондитные (тоже за одну) и ещё две принадлежат карлице (за одну). Итого: 4 балла.
Да, ещё, забыл сказать, при чём здесь крот. Вначала Ходоровский рассказывает легенду о кроте, который стремится к солнцу, вылезает на поверхность и слепнет. Думаю, это какой-то серьёзный архетип, потому что подобные байки встречаются у очень многих народов. Когда-то я изложил одну из таких баек в виде притчи в своей повести-сказке.
Да, и ещё забыл сказать, что весь фильм (особенно в начальных сценах) на фоне слышно какой-то ужасающий шум: то гуси галдят, то ламы, то кролики, а персонажи их перекрикивают. В общем, это создаёт определённую атмосферу.
Да, блять, я ещё один кусок пропустил. Там в пустыне был ещё какой-то чувак, похожий на Бабу Ягу, с сачком, которым он ловил пули, и пулял их назад в Крота. Но чего-то он у меня совсем из головы вылетел, так что я даже не помню, кто он такой. Вы об этом лучше в других рецензиях почитайте.
Расскажу-ка я вам лучше, малята, притчу в стиле сабжа.
Был некогда сайт Распечатка.ру на котором группа товарищей рецензировала книги. И была там рубрика "Фтопку", в которой они скопом терзали какую-то книжку. В основном, конечно, донцовщину-муракамщину всяческую, но попадались и набоковы с платоновыми и пинчоны с бартами. И вот однажды один из этой группы товарищей возьми и предложи отрецензировать в юбилейной "Фтопке" памятник литературы "Библия". Ну, один из группы товарищей честно написал, дескать, скучища какая-то, заснул, а раз заснул — оценка три. Второму товарищу понравилось как некий чувак долго водил по пустыне некий народ, а также всякие описанные там зверства, но тоже книжка впечатления особого не произвела. Третий товарищ, который любит экшен и считает художественно значимым все, что сделал кривыми руками или расстроенным кишечником человек, тоже чисто из уважения отдал незначительную дань почтения этому сумбурному, несовременному и скучному произведению. Четвертый вообще отказался рецензировать, потому что говно какое-то про бога, которого нет. Ну, а тот, кто предложил "Библию" отрецензировать, подумал-подумал и решил, что как-то нелепо писать о книжке "Библия" всякие очевидные вещи. Ну, типа, там об историческом значении, о влиянии на мировую культуру, о ее структуре, что она, конечно, не самая значимая в своем роде и есть другие подобные книжки, например, "Коран" и т.д. В общем, решил не расписывать то, что и так все знают, а кто не знает, тот этого и не прочтет. И тогда он решает по праву заказавшего "Библию" "Фтопку", просто поставить ей оценку. Дескать, Библия — это пять. А в качестве заполнения формы, выделенной под рецензию, каковая должна быть никак не менее тысячи знаков с пробелами, решил он написать эдакую притчу, в стиле сабжа. Мол, был некогда такой сайт Экранка.ру на котором группа товарищей рецензировала фильмы. И была там рубрика "КиноРазделочная"...