Режиссер:
Кон Сатоси. Сценарий — по одноименному роману Такэути Есикадзу, композитор — Икуми Масахиро.
Награды: кинофестиваль Fant-Asia — лучший азиатский фильм (1997) Фантаспорто — лучший анимационный фильм (1998) кинофестиваль B-Movie — лучшая анимационная лента.
После этого аниме не получится относиться к актерам так, как раньше. Кажется, что они пустые и оживают только тогда, когда звучит звонок и надо выходить к съемкам. Будто тарелка, прекращающая после звукового сигнала вращаться в микроволновой печи. Не знаю, почему "Идеальную синеву" наперебой сравнивают с Хичкоком, мне вещь больше напомнила Линча. Линч здесь звучит и в страшном, молчаливом, словно призрак в "Малхолланд Драйв", парне-фанате, и в милой старушке, которой в конце суждено проделать путь маньяка-убийцы, и в расслоении реальности, начинающей сводить с ума не только девушку, но и зрителя. Собственно, вряд ли кто-нибудь сумел бы показать постепенное падение лучше, чем Линч. Новая жизнь бывшей певицы, пытающейся стать актрисой и мечтающей о былом, — это первоклассный психологический триллер. Отчаяние, неуверенность, упадок, невероятная покорность, страдание видны уже в самой первой сцене, когда поп-трио Cham! выходит и исполняет последнюю песню. Их почти никто не слушает, только громкие пьянчужки и самые верные фанаты. Три симпатичных куклы стоят на черте, когда толпа со скуки начнет срывать с них одежды и скидывать со сцены, хотя в этот момент именно они кажутся настоящими и хрупкими. Законы шоу-бизнеса очень просты: раз товар не пригодился, нужно что-то менять. Именно поэтому обычная, вроде, поп-песня про любовь звучит неожиданно красиво. Ведь такого больше не повторится.
Прочитала пару отзывов, увидела множество ахов по поводу того, что реализм в аниме нужно давить, иначе безнадежность убивает слабонервных. Perfect Blue — это не реализм, а мрачный гиперреализм, в котором любое светлое чувство будет не растоптано, а поступательно, неторопливо замазано, будто его и не было. Казалось, героиня точно знала, кто она, она пела — и это у нее отлично получалось, но теперь Мима начинающая актриса, которая должна соглашаться на не самые привлекательные предложения. Съемки обнаженной, сцена изнасилования — кажется, что вот сейчас она должна перестать кричать, убежать, больше не возвращаться, но в ее жизни нет ничего кроме этих съемок и комнаты, где она отключается. Мима выполняет указания, изображая кого-то, а потом просыпается и не понимает, это еще кино или уже реальность. Психический сдвиг, законтачившее кольцо, не позволяющее осознать, где реальность, а где вымысел, где воспоминание, а где — съемка, с середины начинает втягивать, словно водоворот. Готова спорить, Perfect Blue удастся вас одурачить, и однажды и вы потеряете нить выхода.
Ну, разгадка новизной не пахнет, но главное в Perfect Blue не это, а паранойя, смешанная с бытовой безнадегой. Героиня напряженно борется с образами, которые ее одолели, с своей собственной мечтой, со своим прошлым и настоящим, к которому не может привыкнуть, но это не однообразная рефлексия, а погружение и лабиринт. Один из отличных штрихов — это страничка в Интернете, на которой неизвестный фанат ведет дневник от лица Мимы. Если вначале это воспринимается как дурацкая шутка, то к концу девушка приходит со съемок и читает то, что ей хотелось бы написать, но чего у нее давно нет. Расслоение реальности реально срывает крышу. Может быть, Perfect Blue и не совсем perfect, но вещь определенно стоящая.