К фильмам Антониони у меня отношение сложное. То есть, я хотел сказать, чрезвычайно простое. Они мне очень нравятся, но я абсолютно не разделяю мнения большинства критиков о том, что, дескать, антониониевские фильмы, снятые в конце 50-х — начале 60-х годов, повествуют о грустной и печальной "человеческой некоммуникабельности" (на самом деле, герои фильма прекрасно понимают друг друга и четко знают, что им друг от друга нужно). Так, например, фильм "Приключение" — это саркастическая модернистская комедия с интересными поворотами сюжета, некоторые из которых действительно характерны для жанра приключенческого кино, а некоторые прямо противоречат. Или вот какая характеристика: фильм "Приключение" — это поздний Бунюэль, из которого выдавили весь сюр.
Герои фильма — представители элиты. Богема, которой не приходится много работать. Женщины — вообще не работают, а только развлекаются. Элои, которые тяготятся своей праздностью, правда, тяготятся совсем чуть-чуть, и эта тягостность выражается в бесконечном томлении. Компания на яхте в море. Во время высадки на пустынный остров, который принадлежит одному из участников поездки, пропадает девушка по имени Анна. Ее нет нигде. Фильм же начинается с того, что Анна со своей подругой по имени Клаудиа (Моника Витти — бессменная звезда антониониевской серии о некоммуникабельности) заезжает к бизнесмену Сандро, который является любовником Анны. Брюнетка Анна давно раздражает Сандро своим злобным нравом и недовольными гримасами Гораздо больше ему импонирует мягкая, "удобная" блондинка Клаудиа. Когда Анна исчезает, из чувства долга Сандро начинает ее поиски. По большому счету, ему плевать на Анну, но порядочная Клаудиа отказывает ему в любовных притязаниях и настаивает на том, чтобы он предпринял максимум усилий в поисках Анны. Здесь, собственно говоря, приключение и начинается. По типу Индианы Джонса, Сандро и Клаудиа тащатся в различные уголки Земли. Они ищут Святой Грааль (то есть, Анну), однако, у них стимул не обогатить мировую науку, а обогатить себя душевной теплотой и отзывчивостью. Поскольку они не герои комикса, а обычные люди, и даже более того, представители богемы, то этими дикими уголками Земли, где не бывала нога человека, становятся итальянские провинциальные городки и деревушки. В любом классическом приключенческом фильме имеется любовная интрига. Есть она и здесь. Через какой-то отрезок времени (время, как известно, лечит раны), Клаудиа кладет болт на Анну и падает в объятия Сандро. Затем проявляется элемент мистики и фантастики, который зачастую присущ приключенческому жанру. Lady is vanishing. Главная героиня повествования, то есть, Анна, исчезает не только формально: из главных героев она переходит в разряд героев второстепенных, а потом и вовсе растворяется в небытии. О ней все забывают, Анна абсолютно не участвует в развязке фильма. Однако, на светском рауте в конце фильма ее призрак (может быть, это не Анна, а какая-то женщина, похожая на нее) появляется дважды и мистическим образом влияет на сюжет. То бишь, этот "призрак" говорит нам о том, что Приключение еще не закончено. Когда Клаудиа просыпается рано утром и не находит рядом Сандро, она бежит на его поиски и… находит его в объятиях другой женщины, причем, весьма непривлекательной. Клаудиа выходит на улицу. Следом за ней плетется, как побитая собака, Сандро. Он садится на скамейку и омерзительно заливается слезами. Клаудиа кладет ладонь на его затылок. Она простила Сандро, но больше никогда не будет с ним вместе, — данное Приключение, увы, закончено.
Единственный минус этого тонкого, язвительного фильма, где язвительность лишь угадывается, — его дьявольская затянутость. Антониони, определенно, заигрался в своих оловянных солдатиков из высших сословий.