ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Черная луна / Black moon (1975)


Черная луна
Средняя оценка: оценка: 3.5
1975. Франция / Германия. 100 минут.
Жанр: сюрреализм-авангард.

Режиссер: Луи Маль.
Сценарий: Луи Маль, Джойс Бунюэль,
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Диего Массон.

В главных ролях: Катрин Харрисон, Джо Даллесандро.
В ролях: Александра Стюарт, Тереза Гис и др.

Награды:
Сезар — лучший оператор, лучший звук (1976).

Интересные факты о фильме:

- сюрреалистический фильм о мировой войне между полами получил редкостно негативные отклики критиков, поэтому не очень известен (особенно по сравнению с другими фильмами Маля).

- в "Черной луне" последнюю роль сыграла Тереза Гис (бабушка в доме), памяти которой и посвящен фильм.

- также в работе над фильмом засветились: бергмановский оператор Свен Нюквист, племянница Луиса Бунюэля Джойс, приложившая руку к сценарию, Джо Даллесандро, натурщик из авангардных фильмов Энди Уорхола и Пола Морисси.

- словосочетание "черная луна" используется достаточно редко. В астрономии оно имеет сразу несколько значений, одно из которых отсутствие полнолуния в календарном месяце, а также целый набор схожих определений, не получивших широкого распространения. Черная Луна также является альтернативным именем Лилит, женской ипостаси дьявола, и характерными символом японской мифологии.

- поместье, в котором происходит дело, принадлежало Луи Малю.

Версия для печати

Александр Руденко: Рецензия на фильм "Черная луна"

оценка: 4

Зритель сходу окунается в кошмарный сон пятнадцатилетней девушки, испуганной взрослением, всеми этими страшными вещами вроде отношений между полами, материнством и прочими ужасами мира взрослых. А после конечных титров зритель выныривает из этой жуткой, но притягательной грезы и бьется головой о стену (если заблаговременно не делал прививок в ближайшем клубе кинолюбов). Часто героиню зачем-то сравнивают с кэролловской Алисой. Но мы не видим перехода из реальности в иное измеренье, а затем возвращения. Или же полагают, что мы видим реальный мир, но искаженный неадекватным восприятием девушки, которая спятила. Мне не хочется думать, что у такой красивой девушки съехала крыша. Пусть это будет сон.

Сценарий фильма написала невестка Луиса Бунюэля, а благодаря операторской работе "бергмановского" Свена Нюквиста, сразу же входишь в гипнотический транс от видеоряда. Как же приятно было посмотреть этот фильм с натурными съемками, с изысками операторов, художников, месяцами ждущих нужной погоды или когда ветер подует как надо, ради одного непродолжительного кадра, после всех этих тупорылых современных CGI-ностей, превращающих фильм в нелепые малюнки слабоумного ребенка-майкрософта (или правильно гидроцефала? запамятовал), которые он, пуская слюну, рисует мозолистыми от мышки и кнопочек пальцами, выпачканными чернилами и калом, в уголках каждого листа тетрадки по информатике, чтобы потом, если быстро пролистать странички, вышел мультег.

Мир сна, который мы видим глазами пятнадцатилетней девушки, раздирает война полов. Буквально. Дядьки в военной форме расстреливают блядских теток в военной форме; тетки в военной форме и противогазах поймали гражданского дядьку и пиздят его, козла вонючего, ногами. Повсюду лазают большие и толстые сколопендры, которых девочка рассматривает с гадливостью, опаской и вожделеньем, а под юбку заползают змеи. Немой принц, с которым телепатическая связь. Беготня стай голых детишек. Появление единорога, который, как известно, показывается на глаза лишь невинным (но единорог здесь не белый кросавчег, а нечистоплотное, обрюзглое пони). Вечно спадающие на глазах у других трусики, причем заметившие это насмешливо комментируют, передают кому-то по радио. Прочие такие страхи. Множество подобных симвОлов и архетипов разбросано на радость бытовым фрейдоидам и юнгонавтам. Причем иные из них таковы, что, кажется, и сам Фрейд ногу сломит, а Юнг зубы сломает. Полоумная бабка, померев, оживает от поднесенного к лицу зеркала и восстанавливает силы пососав сиську дочери...

Впрочем, ни к чему оглашать все залепухи, ведь фильм не нарративный — всё в них. И в так называемой атмосферности. А спустя дни после просмотра, когда отсеивается все "не свое" (скажем, в моем случае забывается вся эта чисто девичья, ни разу не актуальная для меня "подсознанка") действительно остается впечатление, что в памяти остались отпечатки некогда виденного сна.

(26.10.2007)

Версия для печати


Мор: Страхи перед большинством

Черная луна оценка: 3

Я думаю, что сюрреализм был выдуман еще с одной дополнительной целью — смотреть и смеяться над тем, как люди боятся почувствовать себя глупыми. Авторы Экранки.ру — опасаются, поэтому не хотят рецензировать сюрреалистические картины. Вместо того, чтобы расслабиться и выдать свободный поток ассоциаций, они думают, не придет ли в комментарии Нгоо и не начнет ли говорить им, что они увидели смысл в пустоте, или не окажется ли их трактовка слишком наивной. Я люблю читать разные трактовки, поэтому я решила отправить в разделку "Черную луну", чтобы поток ассоциаций увидеть. Посмотрим, что из этого получится, мои же впечатления от фильма находятся ниже.

Сюрреалистическое кино — это провокация и импровизация одновременно. Импровизация, когда ты зажимаешь одну струну гитары за другой, попадая в еще не существующий ритм, может сложиться удачно, а может оказаться фальшивкой, когда ты попадаешь не в такт, не можешь завершить музыкальную фразу. "Черная луна" — это неудачная импровизация и заведомо легко раскрываемая провокация, что не лишает ее своеобразной красоты. Понятно, что усилия такой профессиональной команды не могли закончиться полным провалом, но любви этот фильм также не заслуживает. Странно другое — чем дальше, тем больше нежности появляется к вздорной девчонке, выкидывающей будильники в окно.

Мне кажется, что "Черная луна" — это повествование о фантазиях молодой девушки, которая изнывает от скуки в поместье. Ее бытие перемешивается с выдумкой, в которой идет мировая война женщин с мужчинами, а единорог — жирный черный пони с прикрученной спиралью рога. Это "Алиса в стране чудес", положенная на жесткость современности. Одновременно это и аллюзия на человеческие жизни, в которых практически отсутствуют веские смысловые связи. Беспощадная красота начала напоминает даже "Уикенд" Годара, где герои едут через бесконечную череду кровавых крушений. Я бы, наверное, предпочла, чтобы героиня и дальше двигалась через ужасы абсурдной войны, не снимая прикрывающей лицо шляпы. Это привлекает тем, какую интонацию ты чувствуешь, тем, как замирает в нехорошем предчувствии сердце. Фон в виде войны полов кажется мне одной из удач "Черной луны", а если учесть, что в годы съемок подняло голову движение за женское освобождение, это приобретает забавный оттенок. Женское освобождение, раскрепощение, обратная сторона женственности — это центральный стержень "Черной луны".

Маль подтвердил свои слова о том, что каждую картину хочет делать не похожей на другие — "Черной луны" от него никто не ждал, фильм провалился в прокате, потому что никто не понял, что же с ним делать. Путь через страшный лес заканчивается у ворот дома, где ничего не происходит, а красивые брат и сестра с одинаковыми именами Лили ведут молчаливую странную жизнь. Благодаря Малю я наконец-то увидела Джо Далессандро. Сколько легенд ходило об этом типе! Его безмолвная и чрезмерная красота лишний раз подчеркивает податливость и испорченность девчонки, на которую указывает и еще один персонаж фильма — старуха. Основной мотив "Черной луны" — это противопоставление спокойно текущей, хоть и не до конца ясной жизни поместья и активной, постоянно во все вмешивающейся героини. Лили (Лилит) чужда этому миру и приносит вместе с собой вирус войны, которая в конце захватывает неразделимые половины одного — брата и сестру с одинаковыми именами. Думаю, можно воспринимать эту войну как битву противоположностей внутри одной личности. Хахаха, да по сути, всех их можно воспринимать как часть одной личности. Только девушка Лили — это бестолково, но настойчиво внедряющийся в стены бытия разум, а брат и сестра — инь и ян.

"Черная луна" характеризуется и высоким уровнем перверсивного эротизма. Во время всего фильма меня не оставлял вопрос — почему рубашка Лили постоянно расстегнута так, что мы можем смотреть на ее грудь? Демонстрация груди молодой девушки даже начинает утомлять. Нарочитый показ выреза оказывается просто ярмарочным авансом на будущую сцену, где старуха сосет из груди молоко. Лили "в силах" обнаруживает свое место в доселе необъяснимом мире. Фильм — это и история попытки самоутвердиться в непонятном месте. Пришелица Лили не может разгадать все, что здесь происходит, а поэтому пытается стать той точкой отсчета, которая все упорядочит. Ее взбалмошная дерзость — это старание завоевать статус в плавающей реальности. И актриса просто замечательно это показывает.

Можно еще подурачиться. Например, единорог, за которым бегает девственница, — это откровенная перверсия легенды, причем после знакомства с Лили единорог уходит, напуганный старухой, и оставляет девушку в одиночестве. В итоге ей приходится отказаться от мистической дефлорации (хотя бы и с помощью знания) и сразу стать матерью семейства (сцена с бабушкой, итоговые сцены с детьми и пианино). В мире восстания мужчин против женщин и женщин против мужчин обычный ход событий невозможен, поэтому Лили приходится перешагивать через промежуточную стадию. Андрогин Далессандро своей отрешенностью играет на руку такой версии.

Видите, совсем нестрашно.

(28.10.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: C неба ухмыляется она

оценка: 3

Нет ничего бессмысленнее, чем выдавливать из себя рецензию на сюрреалистический фильм. Как любит повторять мой друг Александр Руденко, "искусство аршином не измерить"! Фильм же, сделанный в жанре сюрреализма, должен нарушать привычные законы композиции и колорита, выходить за рамки Искусства Повседневности или Повседневного Искусства, эпатировать зрителя. Есть хорошие сюрреалистические фильмы. Но даже они не всегда могут найти своего зрителя. Эти фильмы тычутся пальцАми в небо. Потому что у каждого зрителя свое восприятие "запредельного". Их, этих восприятий, огромное количество. А эти восприятия, в свою очередь, аршином точно так же НЕ ИЗМЕРИТЬ, потому что привычные законы (например, "золотой середины") здесь уже не работают. Сюрреализм на то и сюрреализм, чтобы находиться за гранью как законов природы, так и придуманных людьми канонов. Даже если в фильм намеренно вводится антипод какого-то реального человека (ну, например, В.В.Путина), фильм не может называться сюрреалистическим. Это пародия, может, фарс, но не сюрреализм. Лично мне кажется, что настоящий сюрреалистический фильм должен играть на грани реальности и реальности, противоположной настоящей реальности. Блестяще удавалось Бунюэлю показывать запредельное в пределах вполне определенного, "нормального" сюжета (я имею в виду его поздние фильмы — от "Дневной красавицы" до "Смутного объекта желания").

Коротко говоря, фильм Луи Маля с равным успехом может как "пропереть" зрителя, так и не "пропереть". Поэтому я пишу не рецензию, а просто сообщаю, что лично мне в фильме понравилось, а что не понравилось (уверен, что одинаковых взглядов на этот фильм быть не может).

Восхитила операторская работа Свена Нюквиста. Бледная картинка: дымка и туман, тусклая темная зелень позднего лета, вечно пасмурное небо. Однако, в этих потрясающих декорациях потустороннего мира разворачивается совершенно отстойное действие. В фильме почти нет впечатляющих образов и сцен. Это просто скучный калейдоскоп — такой же скучный, как и героиня фильма, задавившая енота. Добавлю еще, что набор стекляшек в этом калейдоскопе довольно ограничен. Сюрреалисты — выходцы из мещанских семей, которых утомила зажиточная жизнь. Но среда, в которой выросли сюрреалисты, всегда даёт о себе знать. Поэтому в фильме присутствует вся эта жеманная хуета: унылое поместье, пианино, на котором чувиха исполняет пестню в импрессионисткой аранжировке, какие-то сабли, массивные кровати. Есть и красивая женщина, которая кормит грудью свою бабку-карлицу (карлики — необходимый, хотя и симпатичный, атрибут сюрреалистического кино. Если в супербоевике должен быть супергерой, то в сюре должны быть карлики).

Понравилось:
А) огромная свинья, бегущая в окружении голых детей
Б) Единорог. Здесь единорог не лошадь, а осёл
В) ну и в целом очень понравилось то, что в фильме большое количество животных

А вообще я четыре года назад написал пародию на весь этот мещанский сюр (в то время я еще не смотрел "Черную луну", но, по-моему, неплохо угадал). Так что не буду продолжать, а дам ссылку на рассказ. Почитайте, если интересно. Ссылка на рассказ.

(28.10.2007)

Версия для печати


Лариса Йоонас: Лилит и начало начал

оценка: 4.5

Название фильма отсылает к библейской Лилит, вместе с тем, черная луна символизирует индивидуалистическое начало, изолированное восприятие, свой путь. Оба этих толкования в ленте прослеживаются без труда. Думаю, что Малль указал эти маячки не зря, этим он бережно, за ручку ведет зрителя по полю собственных ощущений. С самого начала, по мере нарастания впечатлений, которые усиливаются в геометрической прогрессии, мы начинаем воспринимать мир глазами главной героини. Во многом мир оказывается полуфрейдистскими страхами ребенка, проекциями взрослых слоев мироощущения, поверхностным восприятием глубинных процессов. Фильм весь состоит из метафор и символов, их можно разгадывать в процессе просмотра, тем более, что повествование ведется медленно (ну разве что в начале оно убыстрено и усилено) и оставляет пространство для размышлений.

Война людей, война полов, старость, сосущая пустую грудь молодости, плачущие растения, голые дети среди свиней, божественные откровения о любви и грехе, эротизм, как нечто двуликое, двуоборотное, невинное и порочное одновременно, близнецы брат и сестра, единорог, старуха, играющая разные роли и иногда помещающаяся в руках Лили, подобно кукле, дом, имеющий жилые и нежилые пересекающиеся пространства — поводов для наполнения этих символов предостаточно.

Можно просто насладиться прекрасной операторский работой, тем более прекрасной, что она не доминирует над смыслом, если работу Малля считать фильмом со смыслом. Он весь состоит из протоощущений и, хотя детский опыт у всех разный, базовые вехи одни и те же.

Не считая некоторого провисания последней трети, выравнивающейся к концу фильма, лента держит зрительское внимание и, оставляя душу спокойной, не оставляет ее безмятежной. Фильм достаточно тонок и деликатен, несмотря на довольно мощный фрейдистский подтекст, что, безусловно, говорит о мастерстве режиссера.

(28.10.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Сюрреализм / авангард

оценка: 3

Мне надоело выдумывать названия для рецензий на сюрреалистические фильмы. И я решил с сегодняшнего дня пользоваться вместо название рецензии тэгом, которым на "экранке" обозначаются подобные картины. Чтоб вы сразу знали, что можно пролистывать этот фильм колёсиком мышки, и не тратить на него своё время.

При всём моём уважении к режиссёрскому самовыражению, мне повезло прочесть "Толкование сновидений" Фрейда в раннем детстве, после чего любой сюрреализм напрочь потерял для меня притягательность загадки. Хорошо оформленный сон я прочту или даже посмотрю на картинке с удовольствием от качественно выполненной работы. Однако не более того. Это не "произведение искусства", ибо слово "произведение" предполагает как минимум какую-то целостность.

Что меня окончательно разозлило — это то, что я не разобрался с файлом этого кено-продукта, и где-то полчаса смотрел фильм с двумя звуковыми дорожками, играющими одновременно, только одна (английская) запаздывала относительно другой (французской) на 5-10 секунд. И героиня, скажем, бежала по ступенькам (что было слышно), а потом останавливалась, после чего было слышно, как она бежит по ступенькам. Иногда (например, когда старушка разговаривала с кем-то по рации) это создавала настолько причудливый звуковой узор (несколько голосов сразу шептали на разных языках), что я пребывал почти в полной уверенности, что так и было задумано изначально. И только попытавшись открыть файл другим проигрывателем, я убедился, что звук в нём гораздо проще, да ещё и перевод наличествует.

Более того — после некоторого размышления я понял, что в этот фильм смело можно было бы добавить в любой момент (скажем, на 22й минуте, или на 38й, или даже на 71й) абсолютно любой эпизод, любой кадр или любой звук. Любой из кадров, звуков или эпизодов также можно из картины убрать. Или можно их перемешать, поменять местами, пустить картину из конца в начало, и так далее. Ничегошеньки при этом не поменяется. В картине есть фантазия, стиль, красивые мизансцены, и неожиданные эстетические ходы. Но напрочь отсутствуют целостность и завершённость. По сути, фильм начинается со случайного момента, содержит набор случайных эпизодов, и заканчивается, когда режиссёру надоело снимать. Подобные работы, без сомнения, хороши, как эксперимент, в ходе которого можно вдруг из гамна откопать жемчужину, но беда в том, что можно и не откопать — и тогда останется лишь куча сами догадайтесь чего.

Что же касается "идей", содержащихся в фильме, то тут я должен написать фразу, которой активно злоупотреблял, когда тусовался на сайте "проза.ру": "я ничё не понял". Скажем, информацию о том, что этот фильм "о мировой войне между полами" я узнал из кратких фактов о фильме. Ну, то есть, в фильме действительно присутствует сцена, где одетые в камуфляж мужчины убивают одетых в камуфляж женщин, и даже сцена, где одетые в камуфляж женщины пиздят что-то, тоже одетое в камуфляж (наверное, мужчину), а потом по ходу фильма постоянно слышны автоматные очереди, и один раз даже видно, как умирает женщина-солдат, однако мысль о том, что речь идёт о "мировой войне между полами" можно почерпнуть, как и идею об "атавистических остатках дождя" — только из подписи под картиной.

Если же говорить о сюжете, то, думаю, вы достаточно поняли из предыдущих абзацев. Главная героиня — блондинка, похожая на молодую полнощёкую Николь Кидман — едет куда-то на машине. После затянутого начала со сценами расстрела и пиздилки, она попадает в какое-то уёбищное поместье, где живут старуха, мужик, баба, и кучка уёбищных голожопых детей, и дальше носится по этому поместью по кругу безо всякого улавливаемого смысла. Несколько мелких отсылок к "Алисе в стране чудес" так и не превращаются в полноценные аллюзии, и после просмотра в голове остаётся каша. Честно говоря, я даже не помню, чем всё кончилось, хотя совершенно точно досмотрел до конца.

Единственное, что в фильме хорошо — это тема сисек. Она раскрыта. За это, безусловно, я добавлю фильму полбалла.

Ну и всё.

(29.10.2007)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Черная луна", или кто из нас больше похож на дуру

оценка: 2.5

Некоторые товарищи обожают творчество БГ за то, что там "столько всего понапихано". Из образцов подобного творчества я лично уважаю только солянку, да и то лишь в особые моменты жизни. "Черная Луна" — это не фильм для удовольствия, а должностной подвиг. В его сюжете нет ничего для жизни и ничего для ума, он синтетичен, как цветной пластмассовый лом. Поначалу, когда я только начала проходить этот мрачный, алогичный квест, в котором невозможно определить важность артефактов и саму цель его прохождения, я подумала, что для пущего понимания стоило б обложиться с трех сторон фрейдовским сонником, Альфредом Бремом и Льюисом Кэрроллом. Единственный интерес, который я обнаружила для себя здесь, был в том, чтобы по хрестоматийным деталям сновидения восстановить истинное положение вещей, в котором пребывает наяву нынче спящая девушка. Мне хотелось угадать, что это могло бы значить, если бы действительно приснилось живому человеку. Бесперспективная беготня за призраком невинности, являющимся по совместительству единорогом и черной королевой. Карликовая старушка, кормящаяся грудью дочери, имеющая одновременно черты Герцогини, Безумного Шляпника и Белой королевы. Ощупывания, сваливающиеся трусы и змея, вползающая под юбку — как символы подготовки и инициации, завершающиеся занятием места Белой королевы, то есть выходом пешки в дамки. Настоящий девушкин сон. В связи с тем, что фильм посвящен старушке Гизе и в конце мы видим, как ее заменяет у серебряного зеркала наша Лили, допущу, что мне всю дорогу намекали на цикличность и преемственность, а я проспала. Идеальные герои "Черной Луны" — обитатели сада, принц с принцессой, брат с сестрой, безмолвные оба, как чопорные цветы с зазеркальной клумбы, склонные думать, что заговаривать первыми неприлично, а отвечать на глупые вопросы — недопустимо. Отдавая должное, скажу, что в смысле соблюдения визуальных особенностей сно-видения, снят фильм идеально и действительно создает полную иллюзию липкого, вязкого, полного опасных намеков и странных обещаний морока. Который приснился, может быть, прикорнувшей у сгоревшего бронетранспортера безногой сиротке, а может — дочери богатого лавочника, начитавшейся перед сиестой "Страны чудес" и влюбленной в подмастерье.

(29.10.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: