1993 — Лучший сценарий — Бо Голдман (Золотой глобус)
1993 — Лучший фильм (драма) — (Золотой глобус)
1994 — Лучшая музыка — Томан Ньюман (BMI Film & TV Award) .
Интересные факты о фильме:
При подготовке к съёмкам Аль Пачино помогал людям со слабым зрением в школе для слепых. Он сказал, что изобразил слепого в фильме, просто не позволяя своему зрению фокусироваться хоть на чём-то.
Аль Пачино также брал уроки танцев в Манхэттен Дэнс Студио, чтобы исполнить знаменитое Танго с Габриэль Анвар.
Во время заседания дисциплинарного комитета председатель говорит персонажу Пачино: "You are out of order!" Это отсылка к фильму "И правосудие для всех", в котором Пачино также играл главную роль.
Режиссёр Мартин Брест заявил, что не имеет отношения к той версии фильма, которую показывали по телевидению и в самолётах.
Сцена, в которой персонаж Пачино падает на улице, перецепившись через мусорный бак, не была запланирована: это получилось случайно.
Для того, чтобы заставить Криса О'Доннелла заплакать в одной из финальных сцен, Аль Пачино отвёл его в соседнюю комнату, и наорал на него.
Дмитрий Савочкин:
Я не придумал названия для этой рецензии, но не хочу, чтоб она называлась так же, как у Александра Руденко
Девятнадцатый фильм и седьмая номинация на "Оскара" Аля Пачино, картина "Запах женщины", навеки войдёт в историю, как фильм, за который Пачино наконец-то дали вожделенную статуэтку, за которой он, бедный, гонялся больше двадцати лет. Нельзя сказать, конечно, чтобы это была его лучшая роль, или даже лучшая из всех мужских ролей, сыгранных в 1991 году. Однако с тем фактом, что оскара Алю Пачино дали заслуженно — что бы это слово ни означало — спорить не стал никто.
Сюжет картины, в общем-то, прост и достаточно очевиден, особенно если вспомнить, что фильм поставлен по роману одного из самых популярных итальянских писателей Джованни Арпино. Молодой парень находит работу на выходные: присматривать за пожилым ослепшим военным в отставке. Но тот имеет на выходные богатые планы: уехать за три-девять земель, чтобы в последний раз глотнуть "красивой жизни" и умереть. Парень, естественно, его в этом сопровождает, непрерывно думая о своей проблеме: ему надо выбрать либо большой будущее ценой предательства, либо чистую совесть ценой утраты большого будущего. В конце концов, парень поможет военному, а военный — парню, пасторальная концовка в духе "женских романов", разве что жить долго и счастливо персонажи этого исключительно мужского фильма будут под разными крышами, ибо быть мужем и женой им как-то не с руки.
Часто говорят, что успех этого фильма держится исключительно за счёт прекрасной актёрской игры Аля Пачино. Не могу согласиться. Пачино, конечно, хорош, но, чёрт возьми, он "хорош, как всегда". Он играет здесь ничуть не более сильно, и ничуть не более изящно, чем обычно. Тот же Пачино. Разве что слепой.
Картина же в целом обладает трудно уловимым шармом "классической фабрики грёз". То есть персонажи живут в мире, который ими лично идентифицируется как ад: персонаж Пачино ненавидит свою семью, непрерывно пьёт, и уже много лет не видит ничего радостного и светлого, а персонажу О’Доннелла светит в переди длинная лицемерная жизнь среди жирненьких сынков богатеньких папаш, которых он презирает, и с которыми никогда не сможет сравняться, а альтернативой ей является ненавистная ему бакалейная лавка с нелюбимым отчимом-говнюком. И, в общем-то, до конца фильма ничего не меняется — сохраняется то же самое статус-кво. Но вот отношение героев к собственной жизни неуловимо трансформируется, внушая и им и зрителю уверенность в том, что "всё будет хорошо". Вероятно, именно такое кино снимали в США в период великой депрессии. Ты понимаешь, что это лубок, и пастораль, но всё равно веришь, потому что в хорошее очень хочется верить.
Помимо всего прочего, фильм напомнил мне, за что я так отчаянно ненавижу США, и все эти "старые европейские державы", в которых сильны патриархальные традиции и уважение к монархам. Вот эти вот частные школы, "престижные" университеты (как будто качество образования зависит от того, кто раньше сидел за твоей партой — ха! — как круто Мэтт Деймон обстебал это одной фразой про сверх-дорогое образование, которое он может получить за два доллара в публичной библиотеке), всякие тайные общества болта и анала, которые уже даже в саус-парке обстебали (в одиннадцатом сезоне есть дивная серия про пасхального кролика — посмотрите обязательно!). Я всё это НЕНАВИЖУ. Потому что всё это — не более, чем попытки придать какой-то вес в собственных глазах абсолютным бездарям. И когда я думаю, что все американские президенты закончили один из трёх, или, там, четырёх ВУЗов, а все английские премьер-министры были выходцами из двух или трёх частных школ — меня просто выворачивает в безудержной рвоте. Всё же сильны во мне рабоче-крестьянские корни. И как бы я не ненавидел советскую власть, я должен признать серьёзный плюс того дела, которое сделал в своё время великий Ленин: он всех уравнял. И превратил "страны бывшего советского союза" в государства действительно равных возможностей. У нас в стране, например, президент — выходец из села, а премьер-министр вообще бывший ЗэК. Разве это возможно в США? Нет, и ещё раз нет. Потому что Америкой правят пидарасы, состоящие с тайных обществах болта и анала с одна тысяча десятьсот шестьдесят второго года (или что-то около того).
Отдельным бонусом к фильму остаётся Филипп Сеймур Хоффман, который не может не радовать каждый своим появлением на экране, или даже голосом в телефонной трубке. Надо будет забить его фильмографию на следующей неделе.