Режиссер:
Стивен Спилберг. Сценарий: Ричард Матесон (по одноименному рассказу), оператор: Джек А. Марта, композитор: Билли Голденберг, продюсер: Джордж Экштейн.
В главных ролях: Деннис Уивер. В ролях: Эдди Файрстоун, Джин Динарски, Тим Херберт, Люсиль Бенсон и другие.
Награды: Гран-при на фестивале фантастических фильмов в Авориазе. "Эмми" — за звукорежиссуру. Номинация на "Золотой Глобус" за лучший ТВ-фильм..
Интересные факты о фильме:
В одном из эпизодов главный герой принимает за патрульную полицейскую машину служебный автомобиль конторы по истреблению паразитов, на которой выведено имя владельца — Grebleips. Это "Спилберг", если читать наоборот.
Спилберг выбрал Уивера на главную роль под впечатлением от его игры в фильме Орсона Уэллса "Прикосновение зла" (1958).
По словам Ричарда Матесона, рассказ написан под впечатлением реального случая, произошедшего с ним 22 ноября 1963 года, в день убийства Кеннеди. Писателя примерно так же преследовал водитель грузовика.
В фильме Земекиса"Назад в будущее" (1985), исполнительным продюсером которого был Спилберг, цитируется эпизод с парочкой боязливых пенсионеров в машине.
В фильме в разных сценах снималось два грузовика. Вот, кстати, технические характеристики всех трех машин, снимавшихся в фильмеВерсия для печати
Жуткий рассказ Ричарда Матесона, опубликованный в 71-ом году в "Плэйбое", в том же году доверили экранизировать для телевидения никому не известному 23-х летнему режиссеру, который неплохо поработал над эпизодами различных сериалов типа "Коломбо". И этот режиссер снял для ТВ такой фурорный фильм, да к тому же сделал его настолько "по-киношному", что спустя 12 лет фильм сдобрили прежде вырезанными сценами жестокости и сквернословия и выпустили в прокат. Звали этого чудо-режиссера Стивен Спилберг.
Сюжет прост: едет себе рохля в очках и галстухе по пустынным калифорнийским дорогам, торопится на встречу, но вдруг до него "доёбывается" чудовищный закопченный бензовоз, на "морде" которого масса номерных знаков, видимо, трофейных, своеобразных "скальпов". Водителя аццкой машины ни герой, ни мы, зрители, так и не увидим (за исключением руки по локоть и ковбойских сапожек "как у всех"). Позволив себя обогнать, бензовоз, эдакий крематорий на колесах, затем шустро обгоняет сам и снижает скорость, чадя в лицо яппи угаром и не давая себя обогнать. А потом снова позволяет легковушке бизнесмена вырваться вперед, но нагоняет (у него, видать, форсированный двигатель) и преследует, толкается, доводя инфантильного горожанина до истерики, паранойи и неадекватных поступков. Вскоре становится ясно, что дуэль неведомый психопат затеял не до первых слез и даже не до первой крови — живым не отпустит. Впрочем, ощущение на протяжении фильма такое, что это не слетевший с катушек человек управляет бензовозом, а наоборот, — жива сбесившаяся машина, эдакое воплощение неумолимого злого рока, в кабине которой, за баранкой, сидит какая-то ее биозапчасть. Оттого и особенно жутко и несчастному "тепличному" мужичку и зрителям.
Фильм до сих пор растаскивают на киноцитаты. Наезд грузовика на телефонную будку в "Матрице", полностью слизанная концовка в "Универсальном зольдате" и даже тема шланга радиатора в оливерстоунском "Развороте" не кажется притянутой за уши киноцитатой (потому как пустыня, а мог ведь Стоун безущербно для сюжета выбрать городишко в лесу или на Аляске, заменив "жару" на москитов каких-нибудь или холод плюс эти вот ракурсы снизу под углом, которые ранее за Стоуном не замечались; у Стоуна аналог преследующего яппи бензовоза из "Дуэли" — преследующие Пенна неудачи). Я уж не говорю про стивенкинговы грузовики, написанные тремя годами позднее и самим же пейсатилем бездарно экранизированные в 86-ом (есть, кстати, еще одна, канадская экранизация кинговых "Грузовиков", которая так и называется Trucks, а на "русском прокатном" — "Зона 51").
А уж какие замечательные эпизодические персонажи в этом фильме, разнообразящие все эти дорожные "кошки-мышки"! Чего стоит одна только бабушка с террариумами! Или парочка дрисливых добропорядочных пенсионеров, которым "не нужны неприятности"...
Уж лет 20 мечтал посмотреть "Дуэль". Тем не менее, к просмотру приступил с известной долей скепсиса — все-таки фильм дебютный, к тому же телевизионный... Однако уже с первых кадров понял — заявка на шедевр. А досмотрев, вообще решил, что это лучший спилберговский фильм. Потом, правда, припомнил неугасающие детские восторги трилогией об Индиане Джонсе, а также то, что до сих пор не удалось оценить экранизацию баллардовского романа... Поэтому столь категоричен не буду. Но все-таки, по моей версии, "Дуэль" попадает в Топ 5 фильмов Спилберга.
Довольно много о картине сказано в предыдущей рецензии. Пишу, чтоб напомнить, какие отличные фильмы когда-то снимал Спилберг. И рассказать о некоторых вещах, на которые при просмотре обратил внимание я.
Мне в этом минималистичном триллере больше всего нравится обезличивание водителя грузовика. Почти показана борьба человека не с другим человеком, а с машиной. Почти, потому что, к большому сожалению, из фильма становится понятно, что внутри машины все-таки кто-то есть — об этом свидетельствуют высовывающиеся из кабины или лежащие на руле руки и сапог водителя, который видит главный герой. И враг человека — уже все-таки не только машина, а человек, пускай сросшийся с ней кентаврогрузовик, но не без человеческой части. Не без нее. И вот эта человеческая часть все очень сильно портит.
Если б не было этих волосатых рук, этих рыжих сапогов — как прекрасно бы было! Человек против машины, один на один, ты и я (см. постер в начале этой статьи)! Разойдутся ли они на узкой дорожке? Даже голос, доносящийся из машины, ничего бы не портил — мы все воспринимали бы ее просто как машину-вентрилоквиста. Вентрилоквист — значит чревовещатель.
Еще немного портит впечатление некоторая неправдоподобность происходящего, особенно в конце фильма. Чтоб не спойлить, перечислять невероятные вещи я не буду, но в основном они связаны с технической недостоверными деталями и с логически непонятным поведением водителя грузовика. Можно, конечно, списать на то, что водитель играет с жертвой, как кошка с мышкой, но и в этом объяснении есть недостатки.
Несмотря на все вышеперечисленное, фильм захватывает. Я поймал себя на том, что при просмотре держу руки во рту и не могу их оттуда вытащить (как ни стараюсь), вот до какого градуса сопереживания удается довести фильм Спилбергу!
Саша, перечисляя достоинства, забыл сказать об абсурдном диалоге по радио в самом начале фильма. Часто перед сценаристами встает вопрос о заполнении диалогами тишины, так вот Матесону этот вопрос удалось разрешить блестяще.
И последнее. В самом-самом начале, еще до диалога, происходящие действия показаны так, как видит их не человек (как в "Русском ковчеге", что и делает тот фильм великим), а легковая машина — камера, видимо, установлена на бампере. Прикольно было бы, если б так был снят весь фильм.
В компьютерной игре "Revolt" игрушечные машинки ездиют по разным пейзажам; линия пейзажа наклоняется, когда они наезжают колесом на камешек или сваливаются с бордюра; можно играть в режиме симулятора*, то есть ты как будто сидишь в этой машинке — от первых кадров фильма ощущения такие же. Офигенная, кстати, игра; рекомендую.
______________ * При редактировании данной рецензии пришла в голову удивительной глубины мысль: в данном случае симулятор есть симулякр. Вдумайся, в это, читатель, и тебе станет не по себе.