Режиссер:
Питер Берг. Сценарий: Мэтью Майкл Карнахан.
В главных ролях: Крис Купер, Джейми Фокс, Дженифер Гарнер, Джейсон Бейтман, Али Сулиман, Ашраф Бархом. В ролях: Ричард Дженкинс, Дэнни Хьюстон, Джереми Пивень, Кайл Чандлер, Френсис Фишер, Анна Девере Смит.
Интересные факты о фильме:
Основная часть съёмок проходила в Фениксе летом при очень высокой температуре воздуха. Дженифер Гарнер (единственная женщина на площадке) за время съёмок дважды теряла сознание от жары.
Играть шефа ФБР должен был Роберт Де Ниро, но в последнюю секунду отказался по неизвестным публике причинам.
Фильм был жёстко раскритикован кинокритиками Саудовской Аравии (кто бы сомневался...).Версия для печати
Я вот как думаю. Сценарист Мэтью Майкл Карнахан (брат того самого Карнахана) написал большой и прекрасный сценарий в стилистике "Сирианы" о политике, войне, экономике, людской драме с философией и большим сочным мочиловом. Короче, написал лучшее, что мог себе представить. Но когда он этот сценарий принёс на студию, ему сказали: "Чувак. Что ты нам принёс? Что это, блять, за хуйня, твою мать?!" И объяснили, что такое кино никто, кроме кучки полудурков, смотреть не будет. Потому что есть одни зрители, которые любят драмы, хвилософию, рассуждения о гражданском обществе, и рваные сюжеты, и есть другие, которые смотрет войнушки, детективы, и мочилово. И в итоге Карнахан сдался, и порубил свой сценарий, быстренько скропав из него два: "Львы для ягнят" и "Королевство".
У меня нет другой гипотезы, почему на экраны практически одновременно выходят картины по сценариям одного и того же автора, в общем-то, схожие по эстетике, но разительно отличающиеся по темпу, содержанию и сути. "Львы для ягнят" — глубокий, хоть и очень неторопливый фильм для тех, кому интересно повтыкать и подумать. Ему недостаёт драйва, действия, да и вообще — сюжета. Фильм в большей степени состоит из идей и мыслей, нежели из событий и фабульных поворотов. Но совсем другое дело — "Королевство".
Из идеи расследования теракта, проводимого сотрудниками ФБР на территории Саудовской Аравии можно было извлечь невероятный по красоте сок. Тут и экзотика, и ментальные различия, и политика/экономика/религия/культура. Но вместо всего этого Карнахан беззастенчиво лепит простое жанровое кино. Полфильма нам показывают более или менее простецкий детектив, и ещё полфильма — крэш-бум-бэнговский боевик с чвакающими автомобильными авариями, уличными боями в духе "Падения чёрного ястреба" и жуткими драками.
Самое клёвое, что есть в этом фильме — это начальные титры. Пожалуй, это одни из самых лучших стартовых титров, какие я видел, а видел я их много, можете мне поверить. Столь познавательными начальные титры не сумел сделать даже Стоун в "Джоне Фицжеральде Кеннеди". Думаю, надо их как-нибудь ещё раз пересмотреть, просто в образовательном смысле, потому что с первого раза я совсем не всё запомнил.
Следом за титрами нам показывают теракт на базе американских нефтянников в Саудовской Аравии. Клёвый теракт, чё и говорить, но он быстро заканчивается. А потом начинается типичное американское пиздоблядство: ФБР хочет поехать в Саудовскую Аравию, чтобы расследовать этот теракт, саудовские власти в жизни не пустят их на свою территорию, Маша, надо, Коль, не надо, Маша, надо, Коль, не надо, Маша, надо — и в итоге они-таки пробивают дипломатическую брешь и едут. Ну вот и всё, а ты боялась, а только юбочка поднялась, и животик потолстел. В Саудовской Аравии продолжается, в общем-то, то же пиздоблядство. Имея прекрасную возможность действительно полно показать восточный колорит, ни сценарист Карнахан, ни режиссёр Берг этой возможностью не пользуются. Всё, что мне запомнилось необычного о Саудовской Аравии по этому фильму: это то, что у них пиздатейшие дороги (киевским дорогам до них — ох, как далеко), и что у принцев шикарные многоэтажные дворцы, оборудованные по последнему слову техники.
- И много у них принцев? - Двести человек. - И что, у каждого такой дворец? - Ну, ты самые крутые дворцы ещё не видел.
Этот диалог — едва ли единственное из аравийской экзотики этого фильма, что действительно впечатляет. Правда, к чести Пибера Берга должен сказать, что где-то с конца второй трети фильма начинается боевая сцена (продолжающаяся уже дальше почти до конца картины), которая здорово держит за яйца, и искупает всю предыдущую дешёвую детективность. Мочилово Берг снял классное, никто не спорит, но другого от постановщика "Сокровищ Амазонки" я и не ждал. Недаром "Сокровища..." — один из лучших, по моему мнению, развлекательных фильмов прошлого года.
В конце ещё прикольная фишка с леденцом, который Дженифер Гарнер дарит девочке, но финальный твист (если его так можно назвать) кажется сильно притянутым за уши.
Карнахан в каком-то интервью сказал, что хотел написать сценарий о том, "как выглядело бы криминальное расследование на Марсе". Так вот. Оно выглядело бы совершенно по-другому. На Марсе пришлось бы целиком полагаться на криминалистические данные, но никто зато не мешал бы проводить расследование. А здесь — большой социум со сложными внутренними процессами. Но ни опроса свидетелей, ни поиска по внутренним картотекам, ни путешествия по "андеграунду" криминального мира Саудовской Аравии, ни сотрудничества с местными спецслужбами, которые наверняка давно выслеживают этих террористов, в фильме не показали. Только альбомчик фотографий террористов, да какого-то старого подрывника без пальцев, который сказал, что ничем не может им помочь. Вот вам и вся криминология картины.
В общем, если бы можно было вырезать начальные титры, стартовый теракт, и сразу присоединить к ним последнюю треть фильма — то я бы даже, наверное, пересматривал такую нарезку. С пивом и попкорном.
Террористы взорвали в Саудовской Аравии американский завод. Погибло более сотни простых американских граждан. Воспользовавшись тем, что среди жертв был и спецагент ФБР, Бюро решило послать на Восток с расследованием и отряд собственных бойцов. Всего через пару дней после этого решения команда агента Флери прибыла в Эр-Рияд и обнаружила, что главной проблемой их задания станет борьба с конкурентами из других штатовских спецслужб.
Разборки между архаровцами могли бы продолжаться вечно, если бы мнимая “Аль-Каеда” не дала о себе знать еще раз.
Американские критики в восторге. “Перед нами первый боевик про террористов в стилистике классических картин Джона Уэйна”. Критики из Саудовской Аравии тоже в восторге. “Глупо, но клево. Редкий шанс увидеть голливудские автогонки на улицах родного города”. И только один Зилич в ступоре. “Это же какая-то занудная хрень?” Тупо cпишем на то, что я ничего не смыслю в жанре “экшен”.