Лариса Йоонас:
Рецензия на фильм "Путешествие с домашними животными"
"Очень большие трудности у киношников. Самые большие, жуткие трудности у киношников. Прямо не знаешь. Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получается ничего, а образование в Петербурге не идет пока. Аристократизм в Петербурге пока не идет. Если герой просто сидит — еще ничего, а как рот откроет — так пока не идет. Или, там, собственное достоинство, вот эта неприкасаемость личности..." (М. Жванецкий)
Какие-то у меня неудачи с российским кинематорафом. Не идет пока кинематограф. Кино ничего получается, а кинематограф не идет. Не переживай, сказали мне, оцени этот фильм как если бы никакого другого кинематографа не было, только российский. Тогда ты ему поставишь пять. Да мне что, я и 25 поставить могу, но не поднимается рука. Будто и не было ничего, ни запада, ни востока, а русское кино развивалось в своей малогабаритной хрущобе с холодильником снайге и радиоприемником маяк. И видно, что режиссеры боятся своего времени. Все, что снято и можно без тошноты смотреть — намеренно лишено всяких временных вех. Ну ладно, темы все равно вечные, а средства?
И в последнее время стало как-то модно выбирать на главные роли анемичных актрис, по которым видно, что давление у них не поднимается выше 80 на 40. Кожа у них сухая от недокорма, поэтому уже во младенчестве старческая. А эмоция просто не успевает дойти до лица, особенно с утра.
И вот такая героиня с неестественной биографией живет в неестественных условиях, совершает неестественные поступки, подчиненные сценарию, и наводит смертную тоску, помноженную на недоумение. За весь фильм у меня только раз дрогнуло сердце, когда героиня собралась уехать с удалыми молодцами, оставив животных без присмотра. Неужели уедет, ахнула я. Но события не случилось, не уехала.
Все мы в юном возрасте играем в принцесс. Потом подрастаем и понимаем, что короны в реальной жизни не носят даже и настоящие принцессы. Тогда наступает время Ассоль. Сказки про замарашку, Илью Муромца в юбке, который слезает с печи и отправляется покорять мир.
Как-то даже и несерьезно обяснять то, что ничто не проходит бесследно, но в фильме именно что каждое событие начисто отрицает предыдущее. В каждую минуиу мы имеем новую героиню, неизвестно, как вылупившуюся из прежней. Да, пафос, да, сказка, все это трогает безумно, финал такой сладенький, просто взбитые сливки. И героиня уже не замарашка, а принцесса в газовом шарфике, в честь которой называют детей и которая везет в свой дом (полная разруха и отсутствие средств к существованию, школ и других элементов инфраструктуры) сироту на воспитание.
Меня поразило отношение к фильму многочисленных зрителей и награды, полученные этим фильмом. Но, видно, такая тоска по сказке на фоне абсолютно чернушного прочего фона, что сама по себе идея о том, что золушка от сохи вдруг может превратиться в трактористку-героя труда, нужна людям, необходима и оправдывает гору нелепостей и слабостей.
Интересно, а смотрела ли режиссер Сторожева режиссера Стеллинга?