ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin (1987)


Небо над Берлином
Средняя оценка: оценка: 4.5
1987. Франция / Германия. 127 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Вим Вендерс.
Сценарий Петер Хандке, Рихард Райтингер, Вим Вендерс,
оператор Анри Алекан,
композитор Юрген Книпер.

В главных ролях: Бруно Ганц, Отто Зандер.
В ролях: Питер Фальк, Сольвейг Доммартин, Курт Буа.

Награды:
1989 — лучший фильм на иностранном языке — Blue Ribbon Award; немецкий фильм — Guild Film Award — Silver (Guild of German Art House Cinemas); лучший зарубежный фильм — Independent Spirit Award; лучшая операторская работа — National Society of Film Critics Award, USA
1988 — лучшая режиссура — Bavarian Film Award; лучший режиссер, лучший актер второго плана (Курт Буа) — European Film Award; лучший зарубежный фильм — French Syndicate of Cinema Critics; выдающийся игровой фильм, выдающиеся личные достижения: оператор — German Film Award in Gold; лучшая операторская работа, лучший зарубежный фильм — Los Angeles Film Critics Association Award; лучший оператор — New York Film Critics Circle Award; приз зрительских симпатий — МКФ в Сан-Паулу
1987 — лучший режиссер — Каннский МКФ.

Интересные факты о фильме:

  • Все черно-белые отрезки фильма были сняты через единственный в своем роде шелковый фильтр, изготовленный из чулков операторовой бабушки. Нелишне будет напомнить, что самому оператору к моменту съемок фильма исполнилось 77 лет.
  • Название цирка — Alekan — совпадает с фамилией оператора; и это не случайно.
  • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
  • Съемки настоящей Берлинской стены были запрещены, поэтому неподалеку от нее пришлось дважды построить ее копию. Первая фальшивая Берлинская стена покоробилась от дождя, т.к. подрядчик пытался обмануть съемочную группу и построил ее из дерева.
  • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
  • Переключение с черно-белого изображения (связанного со сверхъестественными существами) на цветное впервые применялось в фильме Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера 'A Matter of Life and Death' (1946 г.)
  • Питер Фальк (сыщик Коломбо в одноименном сериале) играет сам себя.
  • Ник Кейв также играет сам себя. В фильме можно услышать три его песни.
  • Театральная адаптация фильма впервые была сделана в Ньюкасле, Великобритания, в 2003 г.; спектакли по фильму были поставлены также в Дании (2005 г.) и США (2006 г.)

    Версия для печати

  • Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Небо над Берлином"

    оценка: 5

    К немецкому кино я отношусь довольно холодно. До сих пор не могу врубиться в Фассбиндера. Ненавижу Тиля Швайгера и "Достучаться до небес" в частности. Блюю с немецких комедий. Мой член опадает с уродливой немецкой порнухи. Уважаю только Вернера Херцога и старичков-экспрессионистов. А также впечатлен военной драмой "Das Boot" и гипердинамичной "Беги, Лола, беги". И "Жестяным барабаном", конечно.

    Но "Небо над Берлином" — великий фильм. Свое восхищение этим фильмом кажется мне удивительным также потому, что к творчеству Вендерса я абсолютно равнодушен (не могу понять восторгов, связанных с "Алисой в городах", а некоторые фильмы Вендерса вроде "Отеля за миллион долларов" вообще считаю бессмысленной чепухой для любителей артхауса, которые сами себе не могут объяснить, что их, собственно, привлекает в этой чепухе и привлекает ли на самом деле). "Небо над Берлином" — это как будто подошел ангел и положил Виму Вендерсу руку на плечо.

    "Небо над Берлином" обладает банальной фабулой (ангел влюбляется в воздушную гимнастку и становится человеком), но производит фантастическое впечатление. Он гениально снят, пронизан светом, воздухом, насыщен великолепными диалогами, богат деталями. Вот, например, потрясающая сцена: два ангела идут по библиотеке, проходят мимо обычной читательницы. Женщина чувствует ангельское присутствие, но не может себе этого объяснить. Она оглядывается — и смотрит прямо в камеру. То есть, ей легче заметить наблюдающую за ней камеру (что, казалось бы, преступление для художественного фильма!), чем проходящих мимо ангелов. Это моментально придает ангелам правдоподобность и какую-то удивительную потустороннюю реалистичность.

    К сожалению, оказывается, что это не женщина, а ангел. И ангелами полна библиотека. Они все с удовольствием посматривают на кинокамеру... Получается, что все ангелы тусуют большую часть своего бесконечного времени в библиотеке, кроме наших двух, которые не брезгливые и лезут в трущобы. (Тут обратили мое внимание на то, что когда камера "скользит" — тогда показываются ангелы, когда статична — тогда люди).

    А еще мне кажется сильно затянутой сцена съемок фильма в постановке ангела Коломбо. Но это всё пустяки.

    Вим Вендерс придумал простой, но эффектный трюк, оправдывающий себя на все сто процентов: когда Дамиэль существует в качестве ангела, изображение монохромно, когда Дамиэль становится человеком, картинка становится цветной. Это понятно и по логике: ангел — не человек и потому не может видеть человеческими глазами. Их у него просто нет! А если у него нет глаз, то почему он должен видеть те цвета, которые видит человек? Но, естественно, Вендерс закладывает и более глубокий смысл. Жизнь, лишенная страстей и боли, не обладает цветом, она неполноценна. Вендерс идет еще дальше. По его мнению, именно любовь окрашивает жизнь в цвета радуги. Поэтому в первой половине фильма изображение на несколько секунд становится цветным. Это происходит в цирке, когда Дамиэль наблюдает за Мэрион, летающую под куполом цирка с приделанными к спине крыльями. Так легко и так блестяще Вендерс сумел визуализировать мгновенно зародившееся чувство — любовь с первого взгляда.

    Самое важное, что это единственный фильм, который полностью стирает границы между миром материальным и миром духовным, царством покоя и любви. Ты видишь почти что документальные зарисовки Берлина и в то же время видишь, что Берлин не ограничивается улицами, домами и даже горизонтом. Удивительное чувство! Но есть подозрение, что фильм ориентирован чисто на горожан...

    Фильм Вендерса относится к той редкой категории "поэтического кино", к которой также относят фильмы Кокто, Довженко, Карне. Мне кажется, что ничего подобного с 1987 года не было снято ни немцами, ни кем бы то ни было еще. В 1998 году Голливуд разродился уродливым ремейком, слащавой, типично голливудской мелодрамой "Город ангелов". К сожалению, это убожество посмотрело гораздо больше зрителей, чем "Небо над Берлином".

    (12.01.2008)

    Версия для печати


    А. Ботев (и Сладкая N): Небо становится ближе с каждым днем

    оценка: 5

    Я хотел посмотреть этот фильм, чтобы сравнить Вендерса времен трилогии Road Movie с относительно поздним Вендерсом. Похоже, после просмотра оказалось, что Вендерс времен "Неба над Берлином" еще не настолько поздний. Может быть, после крушения Берлинской стены он, наконец, поменяется капитально? Еще не знаю. Пока же сходств фильма с дорожной трилогией гораздо больше, чем различий. И почти все сравнения в пользу "Неба над Берлином".

    Вот, например, сцена в цирке со смеющимися детьми. Насколько же она похожа на сцену со смеющимися детьми в кинотеатре в "С течением времени"! Там — это лучшая сцена фильма. Здесь — она всего лишь одна из многих, parus inter primes.

    Или вот, например, девочка в начале фильма. Довольно похожа на Алису. Кроме того, в "Алисе" есть сцена выступления молодого Чака Берри, в "Небе над Берлином" — целых две сцены выступления молодого Ника Кейва. Если вспомнить Rolling Stones и еще какой-то здоровский рок-н-ролл в двух других фильмах трилогии, то видишь, какой отличный вкус у Вендерса. Может, кстати, и появление в его фильме музыкантов благоприятно сказывается на них.

    Или еще, кажем, диалог, или, вернее, монолог Марион в самом конце фильма, под музыку Ника Кейва, похож на диалоги, или, вернее будет сказать, монологи в "Ложном движении". Чувствуется рука мастера, я тут, конечно, имею в виду Петера Хандке, дорогого. Вендерс просил Хандке написать сценарий для фильма; Хандке согласился только на несколько сцен, и, по-моему, оказал человечеству большую услугу. Он уже переделывал для Вендерса в "Ложном движении" роман Гете, получилась смесь, которую можно уподобить манной каше, затвердевшей до уровня бетона, сквозь каковую манную кашу продираться довольно сложно, хотя вот Лиоха Нгоо говорит, что целый кинозал как-то посмотрел тот фильм и не заснул. Мне это как-то сомнительно, чтобы целый кинозал, хотя я и не хочу бросать никакой тени на лиохину правдивость...

    Может быть, так Петер Хандке представляет себе поток сознания? я не знаю. Во всяком случае, мысли людей в "Небе над Берлином", исполненные в таком стиле, слышатся куда более органично, чем в "Ложном движении". Возвращаясь к финальному диа-монологу, можно сказать, что если бы Марион заговорила в этом духе с любым другим человеком, а не с ангелом, который до этого довольно продолжительное время читал ее мысли (и не с Петером Хандке, конечно), то примерно к концу первой трети ее речи слушатель бы от нее свалил, и она продолжала бы разговаривать с пустотой. Впрочем, вряд ли бы это ее остановило. В общем, Хандке в этом фильме ровно столько, сколько нужно.

    (все эти мысли и поступки людей, ангелы, записывающие наиболее интересные из них в книжечку и потом делящиеся книжечками друг с другом — все это уже реализовано, приближение к этому, идея, что ты никогда не один — например, overheard in New York или его клон говори, Москва, разговаривай, Россия — что это, как не коллективный ангел? Что только доказывает, что небо становится ближе с каждым днем.)

    Анри Алекана здесь тоже ровно столько, сколько нужно — кинематография ненавязчивая и вместе с тем безупречная. На общем уровне. Иной фильм эта операторская работа могла бы и вытянуть до приличного уровня, а тут при просмотре лишь довольно скоро перестаешь отмечать отличные кадры — потому, что их много, и потому, что они не тянут одеяло на себя и просто соответствуют всему остальному.

    Очень хорошо показан город с мыслями, движениями, атмосферой. В начале фильма — церковь Кайзера Вильгельма I, которую берлинцы называют сломанный зуб. Один из символов Западного Берлина. И потом тоже много Берлина — особенно в первой, черно-белой части, где город и мир глазами ангелов. Ангелы не различают цветов, только черный и белый, не обладают осязанием, не чувствуют вкуса, не устают. Похоже, что ангелы летают только над Западным Берлином и вовсе не залетают в Восточный. Отсюда можно сделать жутко интересный вывод, что Берлинская Стена продолжалась и в небо, и даже ангелам не дано было преодолеть ее. Наверно, такая же ситуация и с другими глобальными стенами — от Великой Китайской до Палестинской.

    (эта идея с подглядывающими ангелами все никак не дает мне покоя. Ты никогда не один, что тебе нечего скрывать — это же проистекает из западноевропейской пуританской морали. Как-то мы со сладкой N. гуляли по Амстердаму, и обратили внимание на то, что почти нигде нет занавесок на окнах, даже на первых этажах. Люди ели, читали газеты, смотрели телевизор, им было пофигу, смотрят на них, не смотрят. Можно сделать вывод, что население Голландии уже готово к вторжению ангелов. Небо становится ближе с каждым днем. Кстати, Вим Вендерс со стороны матери голландец.)

    Глупые кинопрокатчики пишут в киноаннотациях, что это фильм о любви ангела к земной женщине. Непонятно, с чего они это взяли. Глупые кинопрокатчики! Фильм о любви ангела к земной женщине — это пошлейший "Город Ангелов", непонятно с чего считающийся римейком. "Небо над Берлином" же — фильм о жажде и полноте жизни.

    Жизнь, жизнь, жизнь, я смотрел фильм и думал: как же здорово чувак показал полноту жизни, желание жить полной жизнью, показывать жизнь прочим и т.д. Потом вспомнил, что я про кого-то уже писал, что он любит жизнь, желает жить полной жизнью, показывать жизнь прочим и т.д. Потом стал вспоминать, про кого это я говорил, и оказалось, что про него же, про Вендерса. Независимо друг от друга мне в голову два раза пришла одна и та же мысль; если она пришла во второй раз, то это как-то легитимизирует, что ли, первый. И поэтому, наверно, это как-то похоже на правду.

    (13.01.2008)

    Версия для печати


    Дмитрий Савочкин: Уродски-прекрасное кино

    Небо над Берлином оценка: 3.5

    Честно вам скажу, что моё знакомство с Вимом Вендерсом началось неудачно: с явно провального "Конца насилия" — первой картины в моей жизни, досмотрев которую, я испытал чувство недоумения. Когнитивный диссонанс вызвало несоответствие увиденного: туповатого заторможенного триллера, и титулованности имени режиссёра в титрах. С тех пор, так сложилось исторически, я недолюбливаю Вима Вендерса, считая его сильно перехваленным. И от этого на него ещё скапливается какая-то обида за всех тех, кто был, по-моему, талантлив, но при этом неоценён. "А ведь они могли бы быть на месте Вендерса".

    В общем, не сложились у нас отношения.

    Фильм "Небо над Берлином" я тоже, в общем-то, буду ругать. Но сразу — перед тем, как я перейду к ругани и прочей конструктивной критике — я хочу сказать одну вещь. Фильм Вендерса потрясающе, я бы даже сказал, феноменально берлинский. Только в этом городе могли происходить эти события, и только так они могли бы быть показаны. Я не могу себе представить, чтобы этот сюжет можно быть перенести ещё хотя бы в одно другое место на Земле. Берлин — наверное, единственный в мире по-настоящему уродски-прекрасный город. Весь состоящий из каких-то несуразных нагромождений социального жилья и рабочего послевоенного конструктивизма, с одинокими вкраплениями восстановленных исторических памятников и морями неухоженных парков. Вот таким: чёрно-белым, несуразным, и очень-очень атмосферным, и должен был быть фильм об этом городе. И никак иначе его не показать, сколько бы я ни критиковал Вендерса.

    Сам фильм отличается тремя вещами: практически полным отсутствием сюжета, практически полным отсутствием интриги, и прекрасной режиссурой, которая составляет главное содержание картины. Берлин, наши дни (фильм 87-го года, то есть, соответственно, те дни). По городу слоняются ангелы. Они ничего не делают, как скажет главный герой в продолжении, "бездельники". Они просто наблюдают за людьми, слушают людские мысли, и то, что им нравится, записывают, чтобы рассказывать друг другу в редкие минуты отдыха от ничего-не-делания. В конце концов (то есть, к концу первого часа) одному ангелу надоест это дело, и он станет человеком, найдёт тётку, которая ему понравилась, ещё когда он был ангелом, и заживёт с ней долго и счастливо. Конец.

    Вот я даже извиняться не буду за то, что концовку вам рассказал. Потому что фабула — если её можно так назвать — здесь не играет абсолютно никакой роли. Весь фильм в режиссуре — атмосфере погружённого в перманентный сон уродски-прекрасного мегаполиса со сложной судьбой. Фильм охуенно снотворный, но, к чести Вендерса надо признать, смотрится очень цельно, и каждый кадр является органической частью всей картины, словно какого-то живого организма.

    Если говорить двумя словами, то "Небо над Берлином" — кино о том, какая заебатая штука жизнь. Ключевую мысль главный герой высказывает ещё в самом начале (или это была уже середина? В этом фильме хуй проссыш, из какого момента ты вспомнил эпизод): "Интересно, есть ли вообще зло? И существуют ли плохие люди?". Ну, и о Берлине, конечно же.

    (14.01.2008)

    Версия для печати




    Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

    © Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
    Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
    При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
    Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
    Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
    Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
    Коммерческая реклама: