Режиссер:
Эд Вуд. Сценарий: Эд Вуд, Оператор: Уильям С.Томпсон, Композитор: Брюс Кэмпбелл, Вольфганг Дройсен и другие.
В главных ролях: Грегори Уолкотт, Мона МакКиннон, Дьюк Мур. В ролях: Тор Джонсон, Бела Лугоши, Том Кин, Майла Нурми, Карл Энтони, Пол Марко.
Интересные факты о фильме:
Поскольку финансирование проекта осуществлялось баптистской церковью, некоторым участникам проекта пришлось стать баптистами.
Первоначальным названием фильма было "Гробокопатели из открытого космоса". Щитается, что это название не понравилось спонсорам фильма, баптистам.
Фильм был признан худшим в истории кино ("The Golden Turkey Awards").
Шраму на лице Тора Джонсон приходилось каждый день менять свое местоположение, потому что он сильно раздражал кожу актера.
Когда актер Грегори Уолкотт прочел сценарий, он сказал Эду Вуду, что это самый мудацкий сценарий, который он читал в своей жизни (впрочем, это не помешало ему сыграть в фильме главную роль).
Полицейскую форму и автомобили удалось надыбать благодаря сыну Тора Джонсона, Карлу, который служил в полицейском департаменте Сан Фернандо.
Вместо Белы Лугоши щеголяет в фильме дублер, закрывая лицо плащом. Зато плащ — именно тот, который носил Лугоши, играя Дракулу.
Фильм был снят в 1956 году. Еще три года искали компанию, которая согласилась бы стать дистрибьютором этого чуда.
Фильм Эдварда Д.Вуда-младшего представляет собой иллюстрированный фантастический рассказ, повествующий о том, как на планету Земля прибывают на летающих тарелках воинствующие пришельцы. Прилетают они для того, чтобы начать сотрудничество с людьми. Но с живыми людьми сотрудничать плохо, потому что те умеют мыслить, а вот с мертвецами — самое то. Для проверки двое инопланетян-разведчиков оживляют мертвую Вампиру, и та убивает инспектора полиции…
Хотелось бы, конечно, опровергнуть братьев Медведов, Михаила и Гарика, издавших в 1980-м году книгу "The Golden Turkey Awards" . Эти критики, видите ли, в своей книге определили "План 9 из открытого космоса" как худший фильм в истории кино (и во многом благодаря книге фильм заработал статус культового). Но уж если курить план, то курить до конца, — то есть, быть честным перед собой и читателями: фильм внатуре хуйня несусветная.
Он даже не смешной.
Несмешной потому, что нести на полном серьезе чушь — привилегия пародийных комедий. Жанру киношной пародии не так уж много лет, но мы им уже пресытились. Я имею в виду, что курили мы пародии и посмешнее, чем "План 9" (план Путина, например).
Примерно год назад на экраны вышла мистическая кинолента Руминова "Мертвые дочери". Глядя фильм Вуда, я непроизвольно сравнивал его с фильмом Руминова. Мне кажется, что картины очень похожи, и через 50 лет эффект от просмотра "Мертвых дочерей" будет такой же, как от просмотра "Плана 9". Конечно, нельзя сравнивать операторские работы, музыку, монтаж — они разные. Но, между тем, полностью соответствуют своим эпохам. То есть, пытаются быть нормальными, полноценными, современными. Оба фильмы безуспешно пытаются напугать зрителя живой мертвечиной, убивающей людей. Это, как говорится, вечнозеленая тема. Ну, а главное сходство — это просто какой-то неебический, феноменальный пафос. Вздор и чушь, которые преподносятся, как я уже говорил, на полном серьезе. У "Мертвых дочерей" есть только одно преимущество: там отсутствует закадровый голос, которым бедняга Вуд пытается допугать зрителя, не соображающего, когда надо бояться. Этот голос пытается донести до зрителя весь ужас положения экранных героев. Но, с другой стороны, Руминов так много трепался на страницах своего ЖЖ о великих идеях, заложенных в фильм, что, по большому счету, ничем не отличается от американского коллеги.
Итак, мне кажется, в России уже появился свой Эд Вуд. Теперь осталось дождаться спилбергов, сингеров и джексонов, которые будут гнать на экраны мультиплексов адекватные фильмы про инопланетян, меченосцев и прочую хуйню из открытого космоса.
А. Ботев (и Сладкая N):
Высокоразвитые пришельцы из космоса, возможно, не захотят раскрывать нам свои секреты, сочтя, что мы к этому еще не готовы. Но они могут передумать после легких пыток.
"План 9 из открытого космоса" — отличный фильм! Он настолько плох, что по законам диалектики настолько же и хорош. Он стоит выше всяких оценок. Я искренне и весело смиалсо, просматривая его.
Фильм состоит целиком из штампов. Этим и интересен. Именно так я и представлял себе старое доброе американское b-movie. Это памятник эпохе — не в виде обелиска, а в виде неряшливой кучи с торчащими швами, куда намешано все: инопланетяне, ходячие мертвецы, правительство, самолеты, новые виды оружия, лингвистические компьютеры. Инопланетяне передвигаются именно на таких летающих тарелках, которые я всю жизнь себе и представлял*. Мертвецы именно такие, преувеличенно-страшные, с искаженными лицами, какими и должны быть**. И ходят они именно так, воздев руки, как я ходил в детстве, изображая зомби, да и сейчас пойду, если вдруг придет мне в голову такая мысль. При просмотре сразу становится понятно, почему не стоит ночью темной ходить на кладбище. И все такое.
Я сказал, что фильм состоит из штампов. Это верно, но: это видно мне, из будущего, из прекрасного далека, не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. Непонятно, использовал ли фильм штампы, или сам стал штампом. Были ли они штампами в момент съемки, или же стали штампами после? Такое количество клише вполне может быть признаком великого произведения. "Горе от ума" тоже, если смотреть с точки зрения сегодняшнего дня, целиком состоит из штампов, и, осмелюсь предположить, это его свойство уже давно переросло собственно литературные качества. А влияние "Плана 9" на культуру двадцатого века значительно. Одних только прямых заимствований не меньше девяти! "План 9" сам стал штампом, как "Горе от ума" стало штампом. Подозреваю, что тут даже можно говорить об архетипах, в отличие от "Горя от ума" — в силу того, что кино вообще смотрит больше людей, чем читает книги, и воздействие его на подсознание, наверно, сильнее.
Я сказал, что фильм состоит из штампов. Но это же отличная ситуация для пародии! В идеальной пародии не должно быть ни одной оригинальной сцены, чем их меньше, тем лучше, так я понимаю требования кретинского жанра. Оригинальность только портит пародию. Обычно пародии делают с юморком, без вкуса соединяют несоединимое, дескать, так смешнее, пародия же, чё. Да нефига же не смешнее. Пародия вообще не обязана быть смешной, если она должна быть смешной, то и "Имя Розы" должно быть смешным. Пародия — это такой постмодернизм для тех, кто не понимает, что вообще все, что угодно можно сделать похожим на все, что угодно. Этот же фильм — серьезен, как и полагается настоящей пародии. И это смешно. Фильм весь состоит из штампов и тем самым является пародией на самое себя. Это пародия неинтенциональная, не прикидывающаяся высоколобой постмодернистской сатирой. Постмодернизм, когда пытается юморить, часто от этого становится уныл. В этом же фильме унылости, к счастию, нет: есть в нем и драйв, и саспенс, и чистый, незамутненный кретинизм, который прикалывается сам с себя и сам собой окормляется, сам шутит и сам смеется, сам с собой резвится, это как будто юмор в стиле Джека Хэнди (мой любимый вид юмора, кстати) — только серьезный.
Ошибок там много, конечно, глупо спорить. Сюжетные ходы непонятны совершенно: кажется, что режиссер — такой же инопланетянин, как обитатели летающих тарелочек в его фильме, и логика его точно так же отличается от земной. Драки смешные: комбатанты падают от кулака, просвистевшего в десяти сантиметрах от их лица (я, кстати, точно так же в школе играл в неприкасаемое каратэ, очень весело). Муж Паулы зовет ее то Паула, то Мона (настоящее имя актрисы). Когда мертвец роняет Паулу, можно видеть, что падает она на подушки. В сцене, когда другой мертвец преследует ее, ночь и день меняются девять раз, написано в википедии.
Шекспир сказал Сервантесу, что если хоть кто-то заметит, что в их совместной пьесе дети мавра белые — это будет значить, что пьеса провалилась. Я смотрел этот фильм с таким интересом, что никакого из перечисленных багов (кроме неприкасаемого каратэ) не заметил. Шучу, заметил. Но воспринял как должное. На эти мелочи совершенно не обращаешь внимания. Я воспринимал фильм, наверно, как первые зрители воспринимали "Прибытие поезда", как ковбои в "Человеке с бульвара капуцинов", видя только суть, не обращая внимания на детали, это просто волшебство какое-то. Фильм возвращает очарование синематографа, что в наше время не очень-то просто сделать, почти невозможно, вот какова его сила!
Несомненно, каждый должен посмотреть его.
______________ * Сделанных из колесных дисков, но это ничего не меняет. ** Не беда, что они дышат. Актеры же не могут не дышать!
Некоторое время назад мы всей экранкой разделывали фильм Уве Боля "Осада подземелья", и я написал по поводу этого фильма, что это как раз тот случай, когда "так плохо, что аж хорошо". Так вот, с сегодняшнего дня Уве Боль, которого я всегда считал "самым талантливый бездарем планеты" безвозвратно померк в моих глазах. Фильм Эда Вуда младшего "План девять из открытого космоса" — это не просто "так плохо, что аж хорошо". Это так отвратительно, тупо, дёшево, нэзграбно и бестолково, что практически шедевр.
Интерес к персоне Эда Вуда (и этому конкретному фильму в частности) был подогрет двумя событиями. Во-первых, признанием в начале девяностых Эда Вуда самым бездарным режиссёром в истории Голливуда, а его фильма "План 9 из открытого космоса" — самым бездарным фильмом, когда-либо в Голливуде снятым. И, во-вторых, созданием Тимом Бартоном фильма "Эд Вуд" о жизни и творческом пути знаменитого неудачника, в котором, в том числе, значительное место уделялось и "плану 9 из открытого космоса".
Забавно, но нам, сегодняшним зрителям, фильм в основной своей массе нравится, потому что выглядит как совершенная стопроцентная пародия. В то же время, в 1956 или 59 году оценить этот шедевр по достоинству не смог практически никто, и на то были причины. Всё, что сегодня выглядит, как совершенно пародийные элементы, нарочито бестолково сделанные, начиная от названия, и до техники съёмки, в пятидесятые годы казалось обычными киноприёмами, просто именно в данной картине сделанными бездарно.
Скажем, название. "План 9 из открытого космоса". В изначальной версии, которая не понравилась спонсорам — баптистской церкви, было ещё лучше "Гробокопатели из открытого космоса". Очевидный гротеск. А вместе с тем, таких названий в пятидесятые было просто пруд-пруди. Каждая третья картина кагетории "Б" содержала в своём названии окончание "из открытого космоса" или "из глубины". Немыслимое число "планов номер такой-то" и всяких гробокопателей я тож перечислять не буду. Декорации, выглядящие сегодня не менее гротескно, чем название — кладбище с покосившимися могилами, антураж космического корабля, состоящего из стола и стоящего на нём "сложного прибора" — все это кочевало из фильма в фильм, и не вызывало у зрителя ни улыбки, ни воодушевления. Более того — практически все эти фильмы снимались всерьёз, то есть для зрителей с помощью таких декораций всерьёз старались создать иллюзию того, что это прилетели космические пришельцы и они захватывают Землю!
Трудно сказать, всерьёз ли снимал свой фильм Эд Вуд. Тот факт, что его декорациями, актёрами, и, главное, режиссурой никакой иллюзии для зрителя создать не удастся, был достаточно очевиден — но именно потому фильм сегодня и считается культовым. Из всех фильмов категории "Б" 50х-60х годов эта картина, безусловно, более всех может претендовать на звание "самопародии", а потому наиболее благодарно встречается современным зрителем.
Не смотря на то, что фильм, в общем-то, совсем не длинный — менее 80 минут — я бы посоветовал ещё его подсократить, чтобы поубирать самоповторы, снижающие градус, и растягивающие внимание. В остальном же фильм почти безупречен — я смеялся не переставая, а финальный пожар на корабле инопланетян и его последующий взрыв так и вовсе показались мне шедевральными. ТАК я не ржал с того момента, как Буша второй раз избрали президентом США.
Помимо собственно содержания фильм интересен ещё всякими "около-киношными" вещами, вроде финансирования баптистской церковью, или последней ролью Белы Лугоши. Собственно, Бела Лугоши умер вначале производства фильма, поэтому в картине активно используются какие-то совершенно невписуемые кадры чуть ли не кинохроники, причём по нескольку раз, а для связки этих кадров с остальной картиной использовали актёра, который закрывал плащом лицо.