Режиссер:
Генрих Габай. Сценарий: Григорий Колтунов (по повести А.Козачинского), Оператор: Радомир Василевский, Композитор: Борис Карамышев, Игорь Якушенко.
В главных ролях: Юрий Тимошенко, Владимир Колокольцев, Николай Волков. В ролях: Роман Филиппов, Виктор Мизиненко, Дмитрий Милютенко, Ольга Лысенко.
Интересные факты о фильме:
...По непознаваемой прихоти жития культуры в народе, из всех звезд, зажженных Одесской киностудией, только одной актрисе — Вере Холодной — и только одному фильму — "Зеленому фургону" — поставлены в Одессе памятники. Хотя многие одесситы этого слова не любят. "Памятники — это на кладбище, — говорят они, — а у нас — скульптуры". Комбинатор, механик и человек с гусем восседают в авто, еврей из анекдота смотрит в небо через часовую лупу, рыбак и рыбачка торгуют рыбой с шаланды, а бандит и два мента несутся в еще не позеленевшем от патины фургоне.
Он снят на Одесской киностудии дважды, с интервалом в четверть века. О том, что фильму предшествовала книга, сейчас знают только специалисты. "Поскольку наш народ в массе своей неграмотен, то из всех искусств для нас важнейшим является кино", — сказал однажды о великом немом великий извращенный. Александр Козачинский, собственно, не писатель, я сейчас расскажу, кто, написал всего несколько рассказов и одну небольшую повесть. Его судьба тесно переплетена с судьбой другого великого одессита. Гимназический одноклассник, коллега по службе в одесском угрозыске, тюремщик, освободитель, протектант на ПМЖ в Москве, литературный покровитель, прототип персонажа — всем этим был для Козачинского Евгений Петров.
В начале двадцатых годов Козачинский ушел из милиции в бизнес — стал главарем банды. В повести он воссоздал одну из своих личин под именем Красавчик, — Козачинский действительно по жизни был необыкновенно красив. Поймал его лично Петров, он же после расстрельного приговора суда приложил все силы, чтобы отмазать друга-врага. В 1925 году Козачинский вышел по амнистии и с тех пор ни к милиции, ни к налетам не возвращался. Как говорили тогда — перевоспитался. Петров, уже не опер, а журналист, встретил Козачинского у выхода из тюрьмы с билетом на московский поезд. Их звал "Гудок".
Побывавший ментом, бандитом, и тем, и другим одновременно, Козачинский смог сделать анализ своего и чувствуемого, и виденного, развести перемешанное в жизни и разлить в три разных сосуда.
Легкий, мастерски сделанный фильм-стеб. Правда, слишком легкий. Смотрится на одном дыхании, но также быстро улетучивается из памяти. Повесть Александра Козачинского — вроде как первый русский иронический детектив. Это, наверное, редкость для того времени (это теперь у нас каждый писатель-детективщик — почти Акунин, или, на худой конец, Донцова). Редкость потому, что вроде как неприлично было о кровавых, героических и лихих годах писать с ненатужным юморком, выставляя в комическом свете как бандитов, так и милицыонеров. Но это, кстати, логично — Козачинский успел побывать как бандитом, так и ментом. Вот таком же стиле, в каком написана повесть, пахан Козачинский давал показания, сидя на скамье подсудимых и зная, что его ждет высшая мера.
Сама повесть была основательно перелопачена сценаристом Колтуновым. Исчез пролог, видоизменился сюжет, а главное, появилась столь необходимая для кинофильма лирическая линия — 18-летний начальник уголовного розыска Володя влюбляется в гарну дивчину, приторговывающую на базаре. Ее брат — прототип Козачинского, а сам Володя — прототип автора "Золотого теленка" Евгения Петрова.
Фильм радует какой-то необыкновенной простотой, сермяжностью. Отношения между ментами, гражданскими и преступниками отличаются редкой непосредственностью и панибратством (в конце концов, все они — маргиналы). В фильме есть только один поганец, жестокий убийца, чуть было не прикончивший Володю, когда тот еще был гимназистом. Володю спас томик Конан Дойля, и потому Володя решил заделаться Шерлоком Холмсом. В финале фильма володин враг закономерно получит две пули в лоб, хотя барышня, в которую влюблен Володя, будет утверждать, что это она заколола его вилкой (на самом деле, она заколола вилкой в жопу володиного помощника, младшего милиционера Грищенко). По-моему, смешно. Получается, что "Зеленый фургон" это не только иронический детектив, но и предтеча комедий с жопносортирным юмором.