Режиссер:
Индржих Полак. Сценарий: Павел Юрачек, Индржих Полак, по мотивам романа Станислава Лема "Магелланово облако", оператор: Саша Расилов, Ян Калиш, композитор: Зденек Лиска.
В ролях: Зденек Штепанек, Радован Лукавский, Франтишек Смолик, Марцела Мартинкова, Мирослав Махачек и другие.
Награды: 1963 - Большой приз "Золотой космический корабль" на МФ научно-фантастических фильмов в Терсте..
На 63-й год на планете Земля было очень мало более-менее серьезных фантафильмов на космическую тему с приличными спецэффектами — буквально, раз-два и обчелся: штатовские "Запретная планета" и "Этот остров Земля". Ну, может еще пара джей-фильмов Исиро Хонды, вроде "Готры" и "Битвы в космосе", да советской "Планеты бурь", которую те же американцы увидели, не зная об этом, лишь в 65-ом, в перемонтированном Корманом и Копполой виде, вернее, в виде двух фильмов — что-то там про вояжи на планету доисторических женщин. Этот чешский фильм в Америке постигла та же участь, что и советские фильмы "Небо зовет", "Планета бурь" и сказки Птушко "Садко" и "Сампо" — его перемонтировали, досняли кое-какие сцены, изменили название и весь смысл фильма, а имена создателей заменили на англо-саксонские псевдонимы, — скажем, режиссер Индржих Полак стал Джеком Поллаком. А фильм стал называться — "Путешествие на Край Вселенной". (Но это еще фигня, по сравнению с тем, что "Садко" Птушко превратился в Синбада-морехода, режиссером стал значится некий Джозеф Мосс, а псевдостудия-производитель, соответственно... Моссфильм!).
Лишь недавно в Чехии выпустили дивиди с оригинальной версией фильма.
Поскольку подобные ленты стоит смотреть лишь из академического или киноманского "коллекционного" интереса, я не считаю "спойлером" раскрытие в тексте рецензии всяких там неожиданных сюжетных ходов и прочих перипетий. Тем более, иначе не получится сравнить исконную версию с американским вариантом.
Фабула такова. В 22 веке сорок человек летит к Альфе Центавра на некую "Белую планету", в надежде обнаружить там жизнь. По дороге они попадают под воздействие невидимой "черной звезды", которая "высасывает" у людей энергию. Но высокоразвитая цивилизация с "Белой планеты" спасает землян, поставив между кораблем и "фонящей" звездой энергетический барьер. Земляне (у которых, к тому же, на борту родился первый в истории цивилизации зачатый и выношенный вне Земли ребенок) восторженно смотрят в иллюминаторы на огромный город инопланетян — конец фильма. В американской же версии не только все, что касается ребенка вырезали, но еще и в конце фильма дурацкий кульбит — оказывается, что корабль этот... инопланетный, а не земной, а цель полета — "Зеленая планета", то бишь Земля. В иллюминаторы пришельцы видят Статую Свободы.
Начинается фильм почти с конца, интригующе. Один из членов экипажа сошел с ума, бегает по кораблю, стреляет из бластера по камерам наблюдения, кричит, дескать, Земли не существует. Его увещевают, мол, образумься, чувак, но бестолку. Потом назад во времени — постепенно знакомимся с командой, выясняем из их разговоров о целях экспедиции, знакомимся с персонажами через их слова и действия — конфликты личные и "по работе" и т.д. В общем, серьезный подход. Всякие мелочи радуют — похожие на сигареты "нюхательные палочки" с "запахами Земли", архаичный робот, которого на потеху всему экипажу пронес на борт один из пожилых ученых, музыка и танцы будущего и пр. По ходу, космонавты натыкаются на загадочную летающую тарелку, исследуют ее, выясняют страшную тайну, теряют двух членов экипажа... Так что не без саспенса. Хотя и не экшн. По нынешним временам жутко наивный, но тем и хорош.