ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Психо / Психоз / Psycho (1960)


Психо / Психоз
Средняя оценка: оценка: 3
1960. США. 109 минут.
Жанр: триллер.

Режиссер: Альфред Хичкок.
Сценарий Джозеф Стефано по роману Роберта Блоха,
оператор Джон Расселл,
композитор Бернард Херманн,
редактор Джордж Томасини,
продюсер Альфред Хичкок.

В главных ролях: Энтони Перкинс.
В ролях: Джанет Лей, Вера Майлз, Джон Гэвин, Мартин Бэлсам, Джон МакИнтайр и др..

Награды:
1961 — лучший художественный фильм — награда Эдгара По; лучшая актриса второго плана (Джанет Лей) — Золотой глобус.

Интересные факты о фильме:


  • Альфред Хичкок анонимно купил права на роман у Роберта Блоха за девять тысяч долларов. После этого, чтоб сохранить концовку фильма в тайне, он скупил все экземпляры романа, которые смог найти. Кроме того, он взял со всех актеров клятву о неразглашении, а остальному персоналу не показывал финальную часть до самих съемок.
  • Самая знаменитая сцене фильма — в ванной — снималась с 17 по 23 декабря 1959 года. При этом один из героев этой сцены вообще не присутствовал на ее съемках. Она состоит примерно из 90 склеек. 45-секундная сцена показана под семьюдесятью разными углами.
  • Еще про эту сцену: вопреки слухам, во время нападения в ванной Хичкок не распоряжался вдруг сделать воду ледяной.
  • И еще про эту сцену: сначала Хичкок собирался сделать ее полностью немой, но композитор Херманн все равно ее озвучил: так, пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть — это звук ножа, втыкающегося в дыню. Хичкок, выслушав версию Херманна, принял ее.
  • Кстати, о струнных: весь саундтрек фильма состоит исключительно из струнной музыки.
  • И кстати, о Херманне: его гонорар составил 34 501 доллар, что в два раза выше первоначальной ставки — так понравилась Хичкоку его работа. Позже Хичкок сказал, что 33% эффекта "Психо" принадлежит музыке.
  • И вообще, первоначально Хичкок хотел озвучивать фильм исключительно джазовой музыкой.
  • И еще о гонорарах: исполнитель главной роли — Энтони Перкинс — получил 40 000 долларов — ровно столько, сколько похищает персонаж Джанет Лей.
  • И о Перкинсе: он согласился сниматься у Хичкока, даже не прочтя сценария фильма.
  • С персонажем Перкинса, Норманом Фрэнсисом Бэйтсом, таксидермистом, приключилась та же история, что и с Гамлетом: в романе он толстый старые неприятный коротышка, а в фильме все ровно наоборот.
  • Кроме того, прототип этого персонажа был также прототипом фильмов "Молчание ягнят", "Техасская резня бензопилой", 'Deranged' и "В лунном свете". Прототипа звали Эд Гейн, и он был из Висконсина.
  • Одной из причин, почему фильм был снят на черно-белую пленку, было стремление избежать излишнего кетчупа (кстати, кровь изображалась шоколадным сиропом 'Bosco'). Главной же причиной была финансовая. Хичкок рассудил, что если дешевые черно-белые фильмы категории "Б" хорошо окупались, то его фильм точно окупится.
  • И кстати, он был прав: при бюджете 806 947 долларов сборы составили более 40 000 000 долларов.
  • После выхода фильма в прокат Хичкок получил разгневанное письмо от одного из зрителей: его дочь, отказывавшаяся принимать ванну после просмотра фильма "Дьяволицы" (1955 г.), теперь отказывалась принимать и душ! Хичкок в ответном письме довольно неумно посоветовал сдать дочь в химчистку.
  • О дьяволицах: до похищения сорока тысяч долларов Марион носила белое белье и белый кошелек, после похищения все это стало черным.
  • Сорок тысяч 1960-го года в 1998 (римейк Гаса ван Сента) превратились в четыреста тысяч; семьсот долларов (доплата за машину) — в четыре тысячи; десять долларов за номер в мотеле — в 36.50.
  • Соответственно все гонорары и сборы фильма с учетом инфляции на сегодняшний день примерно аналогичны десятикратным гонорарам и сборам 1960-го года.
  • В фильме имеется камео Хичкока: в начале фильма он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Мэрион.
  • После смерти одного из персонажей в фильме крупно показаны его открытые глаза со суженными зрачками. Сразу несколько офтальмологов написали Хичкоку, что зрачки человека расширяются после его смерти. Врачи советовали закапывать в глаза "покойников" белладонну. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
  • Это первый, как пишет imdb, американский фильм, в котором показан смыв в унитазе. Джозеф Стефано специально для этого написал, как Марион считает деньги на бумажке (чтоб потом эту бумажку смыть).
  • Тэглайн фильма — "Лучший друг парня — это его мама"

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Фильм-блок-схема

оценка: 3

А можно и по-другому: группа деревьев — это еще не лес. Если миллион деревьев стоит в ряд, какой же это лес? Лесом его делает система взаиморасположений, определенная схема. Иными словами, важно не количество их, а структура взаимоотношений, довольно просто даже описываемая.

Теперь предположим, что схема взаиморасположений осталась, а деревья исчезли. Осталась лишь Платоновская абстрактная идея леса. Это аналог того, что сделал Хичкок в "Психозе".

Это фильм напоминает мне схему, матрицу, в которой на место значимых элементов (в ячейках матрицы) ставятся актеры и декорации. При этом актеры равнозначны декорациям, они одинаково безжизненны, или, если угодно, одинаково жизненны по сравнению с холодной расчетливостью схемы. Актеры являются декорациями, декорации являются актерами. Структурными элементами схемы являются взаимоотношения между элементами, то есть диалоги, перемещения героев в пространстве, способ съемки тех или иных элементов (вид льющейся из душа воды), последовательность действий и бездействий.

Схема фильма — не то же самое, что голая детективная схема, но имеет похожую структуру. При желании можно их отождествить. Схема фильма совпадает (по крайней мере, коррелирует) с детективной схемой, а схема детектива — со схемой фильма. Объяснение тому следующее: и то, и другое — голый текст, в одном случае кинематографический, в другом — чисто нарративный, семантический.

Хичкоку удалось почти невозможное. Он показал зрителю абстракцию — он показал текст. То есть просто текст, чистый текст. Когда мы смотрим фильм или читаем книгу, мы воспринимаем и текст, и контекст. Контекст в этом фильме настолько пренебрежимо незначителен, что можно считать, что его и нет. Мы видим текст без контекста. Мы видим лес без деревьев.

Понять это нам помогает и вторичная экранизация этой схемы Гасом Ван Сентом, фильм "Психоз" (1998). В фильмах, не являющихся схемами, я подозреваю, римейк отличался бы от оригинала, даже если бы эпигон так же, как и Ван Сент, снял почти точную копию предка, от титров и до любой мельчайшей ошибки. И отличался в худшую сторону, как подделка от оригинала. Здесь же схема, облеченная в цвет, как минимум не хуже. Нюансы, разумеется, отличаются; фильм последователя хуже в моментах изменения схемы. Например, схема требует в какой-то момент смазанного, нечеткого изображения. Вот и подделка должна в тот же самый момент показать смазанное, нечеткое изображение. Ван Сент этого, кажется, не понимает.

Кстати. Фильм стал прообразом бесчисленных подражаний. Есть если не заимствования, то — с первого взгляда — прямые сюжетные аллюзии в самых разных фильмах — от трэшевых "Клоунов-убийц из космоса" до лауреата всевозможных оскаров "Старикам тут не место". Это всё объясняется не чем иным, как именно абстрактностью схемы, положенной в основу "Психо". Отдельные части матрицы можно просто брать и ставить в другие фильмы. Что повсеместно и происходит.

Хичкок снял фильм-схему. Схему, успех которой мало зависит от состава и игры актеров, хотя обаяние Джанет Лей и хорошую игру Энтони Перкинса сбрасывать со счетов нельзя. Даже больше — Джанет Лей прекрасна! Но и они слабо оживляют выверенную механику фильма. Примером тому — недовольство Хичкока Джоном Гэвиным. Но кто-то заметил его плохую игру? Думаю, никто. Лично я, например — нет.

Эта стерильная безжизненность делает фильм довольно неприятным, хотя его технические достоинства (особенно достоинства музыки и монтажа — они почти гениальны) отрицать трудно. Во многом на Хичкока подействовал похожий, но гораздо более витальный фильм Анри-Жоржа Клузо "Дьяволицы" (об этом подробнее написано в рецензии на него) — но в нем нет той мертвящей пустоты, что есть у Хичкока. И даже саспенс в начале фильма (от первого же кадра с окнами становится страшно) к тому моменту, как зритель разберется, что к чему, — саспенс выморачивается, и остается только холодное (холодное) любопытство, чем дело кончится. И конец не такой уж неожиданный — зря режиссер ПолишиХичкок так охранял свой секрет.

Классический пример того, что лучшее — враг хорошего.

(16.03.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: