Режиссер:
Карел Земан. Сценарий Карел Земан, Радован Кратки по мотивам романа Жюля Верна "Два года каникул", композитор Ян Новак, Операторы Йозеф Новотны, Богуслав Пикхарт, редактор Ян Халоупек, художники Ярослав Крска, Зденек Острчил.
В главных ролях: Ян Бор, Ян Чижек, Ян Малат, Михал Поспишил, Йозеф Страник. В ролях: Итка Зеленогорска, Яна Седльмайерова, Мирослав Голуб, Карел Эффа, Рудольф Дейл, Честмир Ржанда, Франтишек Филиповски, Ярослав Мареш, Милош Несвадба и др..
Награды:
1969 — "Серебряная Сирена" на МКФ в Сорренто 1968 — II премия на МКФ в Аддис-Абебе; первый приз детского жюри "Нептун" на МФ для детей и юношества в Римини 1967 — спецприз Иранского киноинститута на МФ фильмов для детей и юношества в Тегеране.
Пять мальчиков спиздили дирижабль (вполне при этом в своем праве) и решили полететь на нем из Праги по всему миру. Сказано — сделано. Летят, летят, пьют чешское пиво, видят птичек и убегающих от них (мальчиков на дирижабле, а не птичек) оленей. Журнал Nature. Всяческие жюльверновские описания живой природы на этом благополучно заканчиваются.
В Праге тем временем происходят события, слегка кафкианские, но облагороженные (обезображенные?) динамикой. Абсурдная перестрелка, безумный судебный процесс. В дело вмешиваются иностранные шпионы и отечественные (чешские) журналисты. Мальчики же долетают до острова посреди океана, терпят там крушение, и "Два года каникул" превращаются в "Таинственный остров" с капитаном Немо и подводными лодками. Мальчики становятся супергероями: ползают по скалам, падают со стофутовой высоты, строят летательный аппарат и т.д. Есть аллюзии на прочие жюльверновские произведения: "Дети капитана Гранта" и т.д. Охота на кабана интересная, кстати: самый маленький мальчик такой неумелый, что у него вместо стрел вперед летит лук; но и луком, оказывается, можно убить кабана!
Потом к острову начинают слетаться (сплываться) все действующие лица — и плюс пираты — и "Таинственный остров" превращается в "Остров сокровищ" с девочкой Каткой вместо мальчика Джона Гопкинса. Пять мальчиков и девочка дурят пиратов примерно так же, как Робинзон Крузо и Пятница английских мятежников, только, конечно, в сто раз смешнее.
В это время скрытый посмодернизм превращается в явный, один из мальчиков встречает капитана Немо, и на вопрос "Откуда ты знаешь, кто я?" — отвечает, книжки, дескать, читал. Капитан Немо такой седой и выживший из ума, что никому он помочь уже совершенно явно не может, и Якубек Курка отворяет от него лице свое. Здесь имеет место и самопародия, как мне кажется — на "Тайну острова Бэк-Кап".
Потом всё скручивается в жгут, действие превращается в веселый абсурд с хэппи-эндом. При этом шутки смешны и сами по себе, вне постмодернисткого контекста — фильм-то детский. Сценарий, в котором намешано столько пародии на юмористическую, шпионскую, детективную, приключенческую литературу девятнадцатого века и раньше, — сделан так умело, что все нитки сшиваются — играет даже, казалось бы, сугубый гэг, состоящий в том, что акула глотает выкинутое придурками-пиратами дуло пушки.
Прекрасная стилизация. Стимпанком, в отличие от неудачного эксперимента, это назвать трудно; при этом создается обманчивое, думаю, ощущение, что технически этот фильм мог быть снят в начале двадцатого века — работа исторических консультантов, оператора, постановщика, художника по костюмам и т.д. достойна всяческих комплиментов.
По общему настрою, обилию тонких шуток, абсурду высшей пробы, характерности персонажей, отличной игре актеров этот фильм напомнил мне другой чешский шедевр, снятый братом Карела Земана, Борживоем Земаном, годом раньше — "Призрак замка Моррисвиль".