Режиссер:
Ричард Флейшер. Сценарий: Эрл Фелтон по роману Жюля Верна, оператор: Франц Плейнер, композитор: Пол Смит, продюсер: Уолт Дисней.
В главных ролях: Петер Лорре, Джеймс Мэйсон, Кирк Дуглас, Пол Лукас. В ролях: Роберт Дж. Вайлк, Тед де Корсия, Карлтон Янг, Дж. М. Керриган, Тед Купер и другие.
Награды: "Оскар" - лучший художник/декоратор - лучшие спецэффекты.
Помпезный диснеевский фильм, первый его не анимационный проект, к тому же снятый Ричардом Флейшером — сыном главного конкурента Диснея — Макса Флейшера, отчего, видимо, Нед Лэнд (Кирк Дуглас) так похож на морячка Попая.
"Помпезный" значит "отличающийся пышностью, рассчитанной на внешний эффект". Так и есть. Даже более чем полвека спустя, чисто внешне — спецэффекты, там, декорации, в общем, "картинка" фильма — впечатляет. Но уж больно незатейливый, даже дурацкий местами сценарий, ходульные персонажи, отсутствие хоть какой-то атмосферности, прямолинейность подачи, предсказуемость развития действия, немудренность истории навевают скуку и сон. В особенности, если сравнивать с нашенским завораживающим многосерийным телефильмом про Немо.
Самый зрелищный эпизод — битва со спрутом, а конкретно — гигантским кальмаром, вызывает недоумение. А нафига с ним было сражаться? Совершенно не возникало ощущения, что спрут этот может нанести какой-то ущерб кораблю. Понятно, что не съест своим клювиком, не сплющит щупальцами, не затащит на глубину — в некоторых кадрах он едва ли не больше Наутилуса, а в некоторых — раз в пять меньше, и непонятно, с чего это он к подлодке доебался вообще, цепляется к ней, словно пытается заскочить на подножку трамвая. Как и непонятно, зачем было Немо всплывать и всей командой выходить на палубу, чтобы колоть существо гарпунами, если на того даже электричество не подействовало. Раз сумели всплыть, значит на глубину не затащит. Ну, повозили бы на себе, пока не высохнет — на сто лет хватило бы к пиву.
Множество натяжек ради показа спецэффектов или просто каких-то смешных эпизодов. Опять же совершенно по-дурацки прописанные персонажи. Читал хвалебный отзыв об игре Мэйсона. Дескать, удачно сыграл противоречивое немо. Как по мне, жалкого инфантильного, истеричного психопата он сыграл, а не капитана Немо. Я так и ждал, что вот-вот откуда-то из каюты выйдет его мама и накричит на него за то, что он не покушал или не застлал койку.
Петер Лорре, более всего известный как маньяк из "М", Раскольников из "Преступления и наказания", педераст Кэйро из "Мальтийского сокола", а также "эталон" отвратительности еврея в немецко-фашистском антисемитском агитпропе "Вечный жид" (1940), играет Конселя. Все, что ему нужно для воплощения этого образа — делать затравленный вид и брюзжать.
Кирк Дуглас вообще раздражает — просто из кожи вон лезет, играя попая-шалопая, сильно переигрывая, словно "ботаник", решивший вдруг показать одноклассникам, что он отнюдь не скованный, зажатый зануда, и для храбрости объевшийся каких-то амфетаминов, отчего его неадекватность проявилась лишь сильнее.
Профессор Аронакс вовсе не запоминается, могли подставить манекен и дергать за веревочку, чтоб шевелил губами.
Скафандры хороши. Самый запомнившийся эпизод: водолазы, словно менты бандосов, ведут под ласты пойманных черепах, а те пытаются вырваться.
Впрочем, мое восприятие фильма было осквернено тем, что у меня при просмотре дико болел зуб и меня постоянно отвлекали мелькающие аглицкие субтитры из числа тех, что пишут для глухих — со всеми этими [Звучит тревожная музыка], [Звучание тревожной музыки нарастает], [Хруст стекла], [Скрип древесины] и т.д. Очень это, знаете ли, бесит, рассеивает внимание. Так что вполне может быть, что фильм и выдающийся, то бишь выше среднего и заслуживает три звездочки. Ну, ладно. Пусть будет три. За скафандры и сцену с черепахами.