|
|
Слово хонтология (hauntology) впервые употребил Деррида в работе "Призраки Маркса" (Spectres de Marx) для обозначения "парадоксального состояния призрака, который ни существует, ни не существует". Это слово-портмоне, с двумя отделениями: в одном лежит haunt ("призрак"), в другом — ontology ("бытие").
Английский музыкальный критик Саймон Рейнолдс в 2006 году позаимствовал "хонтологию" у Жака Деррида в качестве одного из способов обозначить музыку, которая "апеллирует к структурам памяти, доносится словно из далекого и до боли знакомого прошлого, кажется каким-то призрачным и неуловимым воспоминанием", "ключевым свойством которой является призрачность, а главной особенностью — взаимодействие с памятью (одного человека или целой культуры)", в конечном итоге — которая вызывает ощущение дежа вю. Необходимость в подобном термине возникла после того, как выяснилось, что качественно реставрированные старые записи теряли приметы времени, дух эпохи и становились подчас неинтересными. Тогда процесс реставрации свели к устранению только результатов механических повреждений, появлявшихся на носителях, что позволяло записям звучать так же, как когда они были только что записаны. Дальше возникла мысль не просто реставрировать старые записи, а реставрировать само прошлое, память; создавать его заново, записывая музыку, которая звучит как до боли знакомая старая запись, при этом создана она сейчас и создаваемая ею атмосфера не просто призрак прошлого, а призрак призрака. Воспоминание о том, чего не было.
Какое отношение это имеет к кино? Кино постоянно достигает своего очередного конца; а смерть, конец влечёт за собой появление призраков. Эпоха кино в истории культуры — это эпоха бесконечных погребений и оплакиваний, кино лишило нас способности забывать. Однако оплакивание есть попытка онтологизировать останки, сделать их присутствующими. То есть, хороня кино, мы создаём очередной призрак, а оплакивая кино, мы открываем призраку дверь в мир живых. У призрака нет и не может быть реального бытия, но нет у него и смерти — призрак никогда не умирает. Бесконечные похороны кино делают и без того призрачное искусство ещё более наполненным привидениями.
Однако, что, если попытаться на очередных похоронах кино (теперь — убитого "Аватаром") не оплакивать его, вызывая призраков; не вспоминать "каким он был парнем"; не проводить ревизию, переписывая точки экстремума в соответствии с парадигмой, продиктованной новыми похоронами; а воспользоваться ситуацией и "припомнить" кино таким, каким оно никогда не было, создать призрак призрака?
Иначе говоря, идея не в том, чтобы сделать кинохронологию, показывающую как изменялся кинематограф год от года. Не в том, чтобы создать киноантологию — сборник каких-то важных или основополагающих кинотекстов. Затея — создать кинохонтологию, структуру, состоящую из случайных фильмов, заставляющую вспомнить историю кино такой, какой она никогда не была. Структуру, которая — кажется — призрачно намекает на подлинность воспоминаний тем, что рождает у читателя ощущение достоверности, ощущение уже виденного, а между тем, эти воспоминания отсылают сами на себя, таким образом зацикливаясь, и формируют в памяти "другую" историю кино.
В кинохонтологии мы будем рассматривать по одному фильму от каждого года "существования" кинематографа (с 1895 по 2012, подставив в линк http://www.ekranka.ru/film/..../ вместо точек год, вы легко попадёте на фильм из хонтологии). Это будут случайные ленты, и идти мы будем, по большей части, от начала к концу. В итоге, к 2012 году, к моменту физического конца истории (иными словами — конца майянского календаря), мы будем иметь законченную кинохонтологию, воспоминание об истории кино, которого никогда не было. Бла-бла-бла. |