Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Кинохонтология / Hauntology of cinema




Слово хонтология (hauntology) впервые употребил Деррида в работе "Призраки Маркса" (Spectres de Marx) для обозначения "парадоксального состояния призрака, который ни существует, ни не существует". Это слово-портмоне, с двумя отделениями: в одном лежит haunt ("призрак"), в другом — ontology ("бытие").

Английский музыкальный критик Саймон Рейнолдс в 2006 году позаимствовал "хонтологию" у Жака Деррида в качестве одного из способов обозначить музыку, которая "апеллирует к структурам памяти, доносится словно из далекого и до боли знакомого прошлого, кажется каким-то призрачным и неуловимым воспоминанием", "ключевым свойством которой является призрачность, а главной особенностью — взаимодействие с памятью (одного человека или целой культуры)", в конечном итоге — которая вызывает ощущение дежа вю. Необходимость в подобном термине возникла после того, как выяснилось, что качественно реставрированные старые записи теряли приметы времени, дух эпохи и становились подчас неинтересными. Тогда процесс реставрации свели к устранению только результатов механических повреждений, появлявшихся на носителях, что позволяло записям звучать так же, как когда они были только что записаны. Дальше возникла мысль не просто реставрировать старые записи, а реставрировать само прошлое, память; создавать его заново, записывая музыку, которая звучит как до боли знакомая старая запись, при этом создана она сейчас и создаваемая ею атмосфера не просто призрак прошлого, а призрак призрака. Воспоминание о том, чего не было.

Какое отношение это имеет к кино? Кино постоянно достигает своего очередного конца; а смерть, конец влечёт за собой появление призраков. Эпоха кино в истории культуры — это эпоха бесконечных погребений и оплакиваний, кино лишило нас способности забывать. Однако оплакивание есть попытка онтологизировать останки, сделать их присутствующими. То есть, хороня кино, мы создаём очередной призрак, а оплакивая кино, мы открываем призраку дверь в мир живых. У призрака нет и не может быть реального бытия, но нет у него и смерти — призрак никогда не умирает. Бесконечные похороны кино делают и без того призрачное искусство ещё более наполненным привидениями.

Однако, что, если попытаться на очередных похоронах кино (теперь — убитого "Аватаром") не оплакивать его, вызывая призраков; не вспоминать "каким он был парнем"; не проводить ревизию, переписывая точки экстремума в соответствии с парадигмой, продиктованной новыми похоронами; а воспользоваться ситуацией и "припомнить" кино таким, каким оно никогда не было, создать призрак призрака?

Иначе говоря, идея не в том, чтобы сделать кинохронологию, показывающую как изменялся кинематограф год от года. Не в том, чтобы создать киноантологию — сборник каких-то важных или основополагающих кинотекстов. Затея — создать кинохонтологию, структуру, состоящую из случайных фильмов, заставляющую вспомнить историю кино такой, какой она никогда не была. Структуру, которая — кажется — призрачно намекает на подлинность воспоминаний тем, что рождает у читателя ощущение достоверности, ощущение уже виденного, а между тем, эти воспоминания отсылают сами на себя, таким образом зацикливаясь, и формируют в памяти "другую" историю кино.

В кинохонтологии мы будем рассматривать по одному фильму от каждого года "существования" кинематографа (с 1895 по 2012, подставив в линк http://www.ekranka.ru/film/..../ вместо точек год, вы легко попадёте на фильм из хонтологии). Это будут случайные ленты, и идти мы будем, по большей части, от начала к концу. В итоге, к 2012 году, к моменту физического конца истории (иными словами — конца майянского календаря), мы будем иметь законченную кинохонтологию, воспоминание об истории кино, которого никогда не было. Бла-бла-бла.

Кинохонтология:

1971 Опасное пробуждение / Wake in Fright оценка: 4
Австралия, США (Реж. Тед Котчефф)
1970 Глубина / Омут / Deep End оценка: 4
Великобритания, Германия (Реж. Ежи Сколимовски)
1968 Любить оценка: 5
СССР (Реж. Михаил Калик, Инна Туманян)
1967 Время развлечений / Playtime оценка: 4.5
Франция, Италия (Реж. Жак Тати)
1966 Кто знает? / Пуля для генерала / El chuncho, quien sabe? оценка: 3
Италия (Реж. Дамиано Дамиани)
1965 Верная рука — друг индейцев / Old Surehand оценка: 3
Германия, СФРЮ (Реж. Альфред Форер)
1964 Куллоден / Битва при Каллодене / Culloden оценка: 4
Великобритания (Реж. Питер Уоткинс)
1963 Ро.Го.Па.Г. / Ro.Go.Pa.G. оценка: 3
Италия, Франция (Реж. Жан-Люк Годар, Пьер Паоло Пазолини, Роберто Росселлини, Уго Грегоретти)
1962 Боккаччо 70 / Boccaccio '70 оценка: 3
Италия, Франция (Реж. Витторио Де Сика, Федерико Феллини, Марио Моничелли, Лукино Висконти)
1961 Лола / Lola оценка: 4.5
Франция, Италия (Реж. Жак Деми)
1960 Служанка / Hanyo оценка: 3.5
Южная Корея (Реж. Ки-янг Ким)
1959 Рев мыши / The Mouse That Roared оценка: 4
Великобритания (Реж. Джек Арнольд)
1958 Красавчик Серж / Le beau Serge оценка: 4
Франция (Реж. Клод Шаброль)
1957 Крик / Il grido оценка: 5
Италия (Реж. Микеланджело Антониони)
1956 Жажда жизни / Lust for Life оценка: 4
США (Реж. Джордж Кьюкор, Винсент Миннелли)
1955 Помешательство / Dementia оценка: 2.5
США (Реж. Джон Паркер)
1954 Серебряная чаша / The Silver Chalice оценка: 2
США (Реж. Виктор Савилл)
1953 Война миров / The War of the Worlds оценка: 3
США (Реж. Байрон Хэскин)
1952 Фанфан-тюльпан / Fanfan la Tulipe оценка: 3.5
Франция, Италия (Реж. Кристиан-Жак)
1951 Яд другого человека / Another Man's Poison оценка: 3
Великобритания (Реж. Ирвинг Раппер)
1950 Кон-Тики / Kon-Tiki оценка: 4
Норвегия, Швеция (Реж. Тур Хейердал)
1949 Наследница / The Heiress оценка: 3.5
США (Реж. Уильям Уайлер)
1948 Мичурин оценка: 3
СССР (Реж. Александр Петрович Довженко)
1947 Злоключения Полины / The Perils of Pauline оценка: 3
США (Реж. Джордж Маршалл)
1946 Лестница в небо / A Matter of Life and Death оценка: 3.5
Великобритания (Реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер)
1945 Рим — открытый город / Roma, città aperta оценка: 4
Италия (Реж. Роберто Росселлини)
1944 Спасательная шлюпка / Lifeboat оценка: 3
США (Реж. Альфред Хичкок)
1943 Ворон / Corbeau, Le оценка: 4.5
Франция (Реж. Анри-Жорж Клузо)
1942 Быть или не быть / To Be or Not to Be оценка: 4
США (Реж. Эрнст Любич)
1941 Мальтийский сокол / The Maltese Falcon оценка: 4.5
США (Реж. Джон Хьюстон)
1940 Его девушка Пятница / His Girl Friday оценка: 4
США (Реж. Говард Хоукс)
1939 День начинается / Le jour se lève оценка: 4
Франция (Реж. Марсель Карне)
1938 Олимпия оценка: 4.5
Германия (Реж. Лени Рифеншталь)
1937 День на скачках / A Day at the Races оценка: 4
США (Реж. Сэм Вуд)
1936 Новые времена / Modern Times оценка: 5
США (Реж. Чарльз Чаплин)
1935 Капитан Блад / Captain Blood оценка: 4
США (Реж. Майкл Кёртиц)
1934 Человек с Аранских островов / Man of Aran оценка: 3
Великобритания (Реж. Роберт Флаэрти)
1933 Что?! Нет пива? / What! No Beer? оценка: 4
США (Реж. Эдвард Седжвик)
1932 Белый зомби / White Zombie оценка: 3
США (Реж. Виктор Гэльперин)
1931 Сука / La chienne оценка: 3
Франция (Реж. Жан Ренуар)
1930 Кровь поэта / Le sang d'un poète оценка: 3.5
Франция (Реж. Жан Кокто)
1929 Семь ступеней к Сатане / Seven Footprints to Satan оценка: 3
США (Реж. Бенджамин Кристенсен)
1928 Бабы рязанские оценка: 3.5
СССР (Реж. Ольга Преображенская, Иван Правов)
1927 Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans оценка: 5
США (Реж. Фридрих Вильгельм Мурнау)
1926 Шестая часть мира оценка: 4.5
СССР (Реж. Дзига Вертов)
1925 Париж уснул / Спящий Париж / Paris qui dort оценка: 2
Франция (Реж. Рене Клэр)
1924 Алчность / Greed оценка: 4
США (Реж. Эрих фон Штрогейм)
1923 Наше гостеприимство / Our Hospitality оценка: 4.5
США (Реж. Бастер Китон, Джон Дж. Блистоун)
1922 Ведьмы оценка: 4
Швеция, Дания (Реж. Бенжамин Кристенсен)
1921 Возница / Körkarlen оценка: 4.5
Швеция (Реж. Виктор Шёстрём)
1920 В нашем дворе / Within Our Gates оценка: 3.5
США (Реж. Оскар Мишо)
1919 Юг / South оценка: 4
Великобритания, Австралия (Реж. Фрэнк Хёрли)
1918 Небесный корабль / Путешествие на Марс / Himmelskibet оценка: 2.5
Дания (Реж. Форест Хольгер-Мадсен)
1917 Сатана ликующий оценка: 3.5
Россия (Реж. Яков Александрович Протазанов)
1916 Конец света / Verdens Undergang оценка: 2
Дания (Реж. Август Блом)
1915 Рождение нации / The Birth of a Nation оценка: 4
США (Реж. Дэвид Уорк Гриффит)
1914 Кабирия / Cabiria оценка: 3
Италия (Реж. Джованни Пастроне)
1913 Пражский студент / Der Student von Prag оценка: 3.5
Германия (Реж. Стеллан Рийе, Пол Вегенер)
1912 Месть кинематографического оператора оценка: 4
Россия (Реж. Владислав Александрович Старевич)
1911 Ад / L'inferno оценка: 3
Италия, Великобритания (Реж. Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро)
1910 Бездна / Afgrunden оценка: 3.5
Дания (Реж. Урбан Гад)
1909 Длиннорукий ажан / L'agent a le bras long оценка: 3
Франция (Реж. Ромео Босетти)
1908 Электрическая гостиница / El Hotel eléctrico оценка: 3
Испания, Франция (Реж. Сегундо де Шомон)
1907 Клей / La Glu оценка: 3.5
Франция (Реж. Алис Ги)
1906 Око за око / La peine du talion оценка: 3.5
Франция (Реж. Гастон Вель)
1905 Маленькое ограбление поезда / The Little Train Robbery оценка: 2.5
США (Реж. Эдвин С. Портер)
1904 Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery оценка: 2
США (Реж. Зигмунд Любин)
1903 Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery оценка: 4
США (Реж. Эдвин С. Портер)
1902 Шеффилд Юнайтед – Бёри / Sheffield United v Bury оценка: 2.5
Великобритания (Реж. Сагар Митчелл, Джеймс Кеньон)
1901 История одного преступления / Histoire d'un crime оценка: 3.5
Франция (Реж. Фердинан Зекка)
1900 Очарованный рисунок / The Enchanted Drawing оценка: 3.5
США (Реж. Дж. Стюарт Блэктон)
1899 Гордонский хайлэндерский полк / Gordon Highlanders оценка: 3.5
Великобритания (Реж. Вильям Уолкер)
1898 Военные корреспонденты / War correspondents оценка: 3
США
1897 Езда на гренландских собаках / Kørsel med grønlandske hunde оценка: 3
Дания (Реж. Петер Эльфельт)
1896 Поцелуй / Поцелуй Райса и Ирвин / The Kiss оценка: 3
США (Реж. Вильям Хайзе)
1895 Казнь Марии Стюарт / The Execution of Mary, Queen of Scots оценка: 4.5
США (Реж. Альфред Кларк)


Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: Каталог матрасов Аскона тут - https://dream-expert.ru/matrasy_askona/.